Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.11.2016)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Важность отрасли средств массовой информации для развития Владимирской области определяется не только традиционными экономическими отраслевыми показателями выпуска продукции, но и тем влиянием, которое оказывают СМИ на формирование общественного сознания, ролью СМИ в установлении полноценного диалога между властью и обществом, определяющим влиянием СМИ на формирование общественного мнения, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала региона.

Именно поэтому создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до населения региона становится принципиальной задачей. Кроме этого, необходимость совершенствования механизмов информирования жителей области о деятельности органов власти Владимирской области связана также с реализацией национальных проектов и социально значимых государственных целевых программ.

Развитие медиаиндустрии происходит в соответствии с очевидной мировой тенденцией, при которой уровень интереса к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфической продукции снижается и заметно уступает уровню интереса к телевидению, радио, Интернету как способам передачи информации, что кардинально меняет структуру воспринимаемой потребителем информации.

При этом концепция вещания телевидения и радио ориентируется преимущественно на экономический результат (прежде всего, рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты), что приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просветительским передачам, производство которых требует значительного финансирования.

Механизмы влияния органов власти региона на концепции вещания теле- и радиоканалов и тематику публикаций периодических и электронных СМИ практически отсутствуют. В связи с этим администрацией Владимирской области должна проводиться активная политика в сфере электронных средств массовой информации, а также предприниматься действия по участию в хозяйственных обществах - учредителях региональных телеканалов, радиоканалов, периодических изданий, Интернет-изданий.

О падении роли телевидения и информационных программ в настоящее время речь не идет, по данным Фонда общественного мнения (далее - ФОМ), количество тех, кто предпочитает узнавать новости на ведущих телеканалах, вообще не изменилось за год, прошедший с момента предыдущего опроса, проведенного в 2012 году и составляет 88%, а число тех, кто для той же цели смотрит региональные и местные каналы, даже увеличилось с 25% до 28%.

Несколько увеличилось число тех, кто черпает информацию из Интернета (с 32% до 42%), совсем незначительно возросло число предпочитающих центральные газеты (с 16% до 17%). Снизилась аудитория и, соответственно, понизилось число получающих информацию из: центрального радио (с 14% до 13%), региональных или местных газет (с 14% до 10%).

Тенденция налицо - роль Интернета возрастает, но не так быстро, как это предсказывалось.

Опрос ФОМ выявил также такое понятие, как объективность информации, распространяемой средствами массовой информации. Объективностью телевидения довольны 60% респондентов.

Для сравнения - объективностью Интернета довольны лишь 17%, то есть в три раза меньше, чем телевидением.

Участие Владимирской области в указанных обществах позволит не только повысить качество услуг средств массовой информации (улучшено качество визуальной и аудиоподачи информации), но и принять активное участие в создании информационного продукта, в частности с помощью данной программы будут произведены необходимые значительные объемы финансирования, направленные на:

- создание студийных комплексов;

- подготовку кадров, в хозяйственных обществах - учредителях средств массовой информации, в которых будет обеспечено непосредственное участие Владимирской области.

В настоящее время на территории области действует более 150 средств массовой информации, в т.ч. более 100 - печатных и 50 - электронных. Свыше 50% из них являются городскими и районными.

Такой достаточно широкий спектр региональных СМИ позволяет освещать социально значимые темы, широко информировать жителей области о социально-экономическом развитии региона и работе органов государственной власти. Но анализ ситуации в информационной сфере свидетельствует о том, что подготовка и размещение в средствах массовой информации материалов, способствующих решению государственных задач, нуждаются в соответствующем стимулировании со стороны государства.

Итоги социологических исследований, мнение экспертов в области журналистики подтверждают наличие тенденции, которая приводит к уменьшению объемов материалов на социально значимые темы. Они вытесняются публикациями и программами развлекательного, рекламного характера, в том числе и скрытой рекламой, имеющей лишь внешние признаки журналистского жанра, а по сути являющейся оплаченным заказом.

Такое положение дел объясняется тем, что средства, полученные от публикации рекламных и иных оплаченных материалов, составляют основную часть собственных доходов СМИ.

Программа направлена на сокращение объемов рекламы в пользу социально значимых материалов без ущерба для СМИ.

Основной целью программы является обеспечение информационной открытости органов государственной власти Владимирской области и реализация права граждан на получение полной и объективной информации экономической и социальной тематики с учетом актуальных потребностей гражданского общества.

В числе задач программы - организация системного информирования населения Владимирской области через средства массовой информации о деятельности органов государственной власти Владимирской области, широкого и последовательного освещения реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Владимирской области, участия региона в реализации федеральных, межрегиональных, международных программ, проектов и мероприятий, создание условий для формирования положительного имиджа региона и повышения его инвестиционной привлекательности. В указанный период планируется реализация преимущественно тех проектов, которые направлены на информационное сопровождение решения социально значимых вопросов, информирование о ходе реформ и деятельности органов государственной власти области.

Программой предусмотрены значительные изменения содержательного аспекта социально значимой информации, которая будет подготовлена и размещена в СМИ.