Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 10


Динамика незаконных рубок лесных насаждений в Алтайском крае в период с 2009 по 2013 годы

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество выявленных случаев незаконных рубок

1105

1165

753

965

509

Объем незаконно срубленной древесины, тыс. куб. м

14,0

16,3

9,4

16,2

6,3

Размер ущерба, млн рублей

123,6

149,2

75,1

146,3

52


В целях организации борьбы с самовольными рубками и пресечения незаконного оборота древесины постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2007 N 629 создана Межведомственная комиссия Алтайского края по взаимодействию в области пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Алтайского края. В настоящее время продолжаются оперативные разработки преступных группировок, специализирующихся на незаконных рубках, а также активное совместное патрулирование лесов мобильными группами, в состав которых входят представители Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, природоохранных и правоохранительных структур, а также лиц, использующих леса, в том числе с применением авиационной техники.

Следует отметить важную особенность: в абсолютном большинстве случаев раскрыть преступления данной категории удается только тогда, когда лесонарушитель задержан на месте рубки. В противном случае, независимо от давности совершения рубки, эти преступления остаются нераскрытыми, расследование уголовных дел приостанавливается в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, а возмещение ущерба лесам по таким делам представляется очень проблематичным.

Таким образом, увеличение численности государственных лесных инспекторов, надлежащее их материально-техническое обеспечение позволит увеличить плотность патрулирования и будет способствовать своевременному выявлению незаконных рубок, увеличит количество задержанных нарушителей лесного законодательства. В результате принятия этих мер раскрываемость преступлений данной категории должна улучшиться, что, безусловно, скажется на общей криминогенной обстановке в лесах.

Существенно снизить количество незаконных рубок можно также за счет уменьшения количества граждан, вовлекаемых в этот криминальный бизнес. Для этого необходимо решить проблемы легального трудоустройства жителей лесных поселков и других населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам.

На снижение количества незаконных рубок существенно может повлиять уменьшение спроса на незаконно заготовленную древесину. Такой спрос формируется за счет существования большого количества пилорам, владельцы которых не имеют легального доступа к древесине и скупают нелегально заготовленную. Сокращение количества таких пилорам отразится, безусловно, на объемах незаконно заготовленной древесины.

Учитывая все вышесказанное, можно резюмировать, что проблема незаконных рубок в крае существует, обусловлена она множеством факторов. Но благодаря эффективному межведомственному взаимодействию заинтересованных краевых и федеральных структур ситуацию удается удерживать под контролем. Влияние, которое оказывают незаконные рубки на экономику края в целом и лесную отрасль в частности, можно оценивать как незначительное.

В части загрязнения лесов наибольшую опасность представляют несанкционированные свалки, образованные как на землях лесного фонда, так и на участках земель иных категорий, прилегающих к лесам. Такие свалки не только загрязняют леса, но и несут постоянную угрозу возникновения лесных пожаров вследствие частых возгораний отходов. Основными местами образования несанкционированных свалок являются участки леса, расположенные вблизи лесных поселков.

Главной причиной загрязнения лесных участков, прилегающих к землям поселений, является отсутствие вблизи населенных пунктов легальных полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). Отсутствие организации сбора и вывоза отходов вынуждает местное население выбрасывать мусор на стихийно образованные свалки, занимающие территорию как земель поселений, так и земель лесного фонда.

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края систематически организует проведение санитарно-оздоровительных мероприятий путем очистки загрязненных лесных массивов. Кроме того, вокруг свалок создаются минерализованные полосы и ограждения, принимаются иные меры пожарной и санитарной безопасности в лесах. Благодаря реализованным мерам удается не допускать расширения площади загрязненных территорий, а также распространения огня от возгораний на свалках.

В 2013 году управлением лесами Алтайского края организованы и проведены совещания с участием глав муниципальных районов и арендаторов лесных участков по вопросу предотвращения образования несанкционированных свалок на землях лесного фонда, а также по организации своевременной очистки загрязненных лесных участков. По результатам достигнутых договоренностей между органами местного самоуправления и арендаторами лесных участков заключены соответствующие письменные соглашения.

В ходе реализации полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в 2013 году государственными лесными инспекторами управления лесами Алтайского края составлено 35 протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушений правил санитарной безопасности в лесах, из которых 29 случаев связаны с загрязнением лесов промышленными и бытовыми отходами. За указанный период вынесено 145 постановлений о привлечении к административной ответственности, по которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 62,5 тыс. рублей.

Вместе с тем, исходя из длительности периода загрязнения привлечение к административной ответственности отдельных граждан, задержанных на месте правонарушения, не решает проблему образования несанкционированных свалок. Эффективная работа в этом направлении возможна только при надлежащем исполнении органами местного самоуправления своих полномочий в сфере оборота бытовых отходов.