Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 12


Сведения об административной практике в период с 2009 по 2013 годы

Наименование показателей

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Итого

Составлено протоколов об административном правонарушении

1495

1270

1089

1404

1232

6490

Вынесено постановлений о назначении административного наказания

1745

1387

1074

1174

1292

6672

Наложено штрафов, тыс. руб.

2903,6

3367,2

5002,8

4451,5

3409,5

19134,6

Взыскано штрафов, тыс. руб.

2001,3

2109,9

3630,7

3131,7

3073,8

13947,4


Согласно Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки лесопользователей могут осуществляться раз в 3 года, фактически же они осуществляются раз в 4 года. План проверок на очередной год в установленном порядке согласовывается с прокуратурой Алтайского края, размещается на официальном сайте Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на начало года проверки. Таким образом, проверяемые лица заблаговременно знают о времени проверок, готовятся к ним, в связи с чем в ходе их проведения выявляется незначительное количество правонарушений. Порядок проведения внеплановых проверок также строго регламентирован законом, и в большинстве своем они направлены на проверку устранения нарушений, выявленных в ходе плановых мероприятий.

Таким образом, жесткая регламентация мероприятий по государственному лесному надзору, большие сроки между плановыми проверками лесопользователей не позволяют оперативно выявлять и пресекать нарушения лесного законодательства, своевременно принимать меры по устранению допущенных нарушений. Особенно это актуально в пожароопасный сезон.

В связи с этим, основная масса нарушений выявляется государственными лесными инспекторами в ходе текущей работы при патрулировании лесов, проверках соблюдения условий договоров аренды лесных участков и проведении осмотров лесосек в порядке, установленном Правилами заготовки древесины. При проведении же плановых и внеплановых проверок в год выявляется в среднем около 5% нарушений от общего количества нарушений, выявленных в отчетном году в процессе указанной текущей деятельности управления лесами Алтайского края.

Именно использование на постоянной основе механизма контроля за соблюдением договорных обязательств, определенных договорами аренды лесных участков, во взаимосвязи с реализацией полномочий по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства позволяет обеспечить устойчивое ведение лесохозяйственной деятельности. В Алтайском крае подобный опыт положителен и эффективен.

Вместе с тем, существует ряд проблем, влияющих на эффективность федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), особенно при проведении внеплановых проверок:

недостаточная численность государственных лесных инспекторов. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2012 N 240 для Алтайского края утвержден норматив патрулирования лесов в объеме 17 тыс. га на одного государственного лесного инспектора. Увеличение численности государственных лесных инспекторов позволит увеличить плотность и частоту патрулирования лесных участков, что на первоначальной стадии приведет к увеличению количества выявляемых нарушений лесного законодательства, в последующем окажет профилактический эффект;

недостаточный уровень профессионального образования государственных лесных инспекторов, а именно: нехватка дополнительного юридического образования, что не позволяет эффективно применять нормы административного права, качественно взаимодействовать с правоохранительными органами и судами;

низкая обеспеченность государственных лесных инспекторов объективно необходимым количеством техники и топлива. В Алтайском крае на один автомобиль с нормой потребления топлива в количестве 250 литров в месяц приходится в среднем 3 - 4 инспектора. При перемещении по лесным дорогам этой нормы хватает не более чем на 150 км. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на двух автомобилях с таким нормативом невозможно обеспечить качественное патрулирование на площади 140 тыс. га, а именно столько в среднем составляет площадь одного лесничества.

Решение вышеперечисленных проблем позволит оптимизировать работу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также получить максимальный эффект от деятельности в данном направлении.