Сведения об административной практике в период с 2009 по 2013 годы
Наименование показателей | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Итого |
Составлено протоколов об административном правонарушении | 1495 | 1270 | 1089 | 1404 | 1232 | 6490 |
Вынесено постановлений о назначении административного наказания | 1745 | 1387 | 1074 | 1174 | 1292 | 6672 |
Наложено штрафов, тыс. руб. | 2903,6 | 3367,2 | 5002,8 | 4451,5 | 3409,5 | 19134,6 |
Взыскано штрафов, тыс. руб. | 2001,3 | 2109,9 | 3630,7 | 3131,7 | 3073,8 | 13947,4 |
Согласно Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки лесопользователей могут осуществляться раз в 3 года, фактически же они осуществляются раз в 4 года. План проверок на очередной год в установленном порядке согласовывается с прокуратурой Алтайского края, размещается на официальном сайте Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на начало года проверки. Таким образом, проверяемые лица заблаговременно знают о времени проверок, готовятся к ним, в связи с чем в ходе их проведения выявляется незначительное количество правонарушений. Порядок проведения внеплановых проверок также строго регламентирован законом, и в большинстве своем они направлены на проверку устранения нарушений, выявленных в ходе плановых мероприятий.
Таким образом, жесткая регламентация мероприятий по государственному лесному надзору, большие сроки между плановыми проверками лесопользователей не позволяют оперативно выявлять и пресекать нарушения лесного законодательства, своевременно принимать меры по устранению допущенных нарушений. Особенно это актуально в пожароопасный сезон.
В связи с этим, основная масса нарушений выявляется государственными лесными инспекторами в ходе текущей работы при патрулировании лесов, проверках соблюдения условий договоров аренды лесных участков и проведении осмотров лесосек в порядке, установленном Правилами заготовки древесины. При проведении же плановых и внеплановых проверок в год выявляется в среднем около 5% нарушений от общего количества нарушений, выявленных в отчетном году в процессе указанной текущей деятельности управления лесами Алтайского края.
Именно использование на постоянной основе механизма контроля за соблюдением договорных обязательств, определенных договорами аренды лесных участков, во взаимосвязи с реализацией полномочий по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства позволяет обеспечить устойчивое ведение лесохозяйственной деятельности. В Алтайском крае подобный опыт положителен и эффективен.
Вместе с тем, существует ряд проблем, влияющих на эффективность федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), особенно при проведении внеплановых проверок:
недостаточная численность государственных лесных инспекторов. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2012 N 240 для Алтайского края утвержден норматив патрулирования лесов в объеме 17 тыс. га на одного государственного лесного инспектора. Увеличение численности государственных лесных инспекторов позволит увеличить плотность и частоту патрулирования лесных участков, что на первоначальной стадии приведет к увеличению количества выявляемых нарушений лесного законодательства, в последующем окажет профилактический эффект;
недостаточный уровень профессионального образования государственных лесных инспекторов, а именно: нехватка дополнительного юридического образования, что не позволяет эффективно применять нормы административного права, качественно взаимодействовать с правоохранительными органами и судами;
низкая обеспеченность государственных лесных инспекторов объективно необходимым количеством техники и топлива. В Алтайском крае на один автомобиль с нормой потребления топлива в количестве 250 литров в месяц приходится в среднем 3 - 4 инспектора. При перемещении по лесным дорогам этой нормы хватает не более чем на 150 км. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на двух автомобилях с таким нормативом невозможно обеспечить качественное патрулирование на площади 140 тыс. га, а именно столько в среднем составляет площадь одного лесничества.
Решение вышеперечисленных проблем позволит оптимизировать работу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также получить максимальный эффект от деятельности в данном направлении.