Градостроительный кодекс Российской Федерации требует наличия в регионе следующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования:
схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации;
схем территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов;
правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, городских округов;
проекты планировки земельных участков.
Данные документы позволяют обеспечить обоснованность размещения объектов капитального строительства, прозрачность использования земельных участков, экологическую безопасность при выборе допустимых направлений использования соответствующих территорий и являются неотъемлемой частью планирования социально-экономического развития и инвестиционной деятельности.
При отсутствии документов территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую.
Благодаря принятию в 2012 - 2013 годах на федеральном уровне ряда отраслевых схем территориального планирования (в т.ч. в области здравоохранения, высшего профессионального образования, федерального транспорта), для субъектов Российской Федерации появилось больше ясности относительно федеральных планов развития отдельных территорий, что теперь может учитываться должным образом в региональных и муниципальных документах.
По состоянию на 1 января 2014 года в Забайкальском крае требования Градостроительного кодекса реализованы следующим образом:
схема территориального планирования Забайкальского края утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 28 февраля 2013 года N 100;
схемы территориального планирования муниципальных районов утверждены в 30 из 31 муниципального района, в 1 муниципальном районе "Акшинский район" находится на согласовании;
генеральные планы утверждены в 3 из 4 городских округах, в 1 городском округе ЗАТО п. Горный находится в стадии разработки;
генеральные планы городских поселений утверждены в 31 из 45, в 2 поселениях находятся в стадии согласования и публичных слушаний, в 8 поселениях в стадии разработки и в 4 поселениях процедура разработки не начата;
генеральные планы сельских поселений утверждены в 73 из 332, в 48 поселениях в стадии согласования и публичных слушаний, в 99 поселениях в стадии разработки, в 36 поселениях приняты решения об отсутствии необходимости в разработки и в 112 поселениях не начата процедура разработки;
правила землепользования и застройки межселенных территорий утверждены в 3 из 6 муниципальных районов, в 3 муниципальных районах не начата процедура разработки;
правила землепользования и застройки утверждены в 3 из 4 городских округах, в 1 городском округе ЗАТО п. Горный не начата процедура разработки;
правила землепользования и застройки утверждены в 35 из 45 городском поселении, в 1 поселении находятся в стадии публичных слушаний, в 4 поселениях находятся в стадии разработки, в 5 поселениях не начата процедура разработки;
правила землепользования и застройки утверждены в 144 из 332 сельских поселениях, в 51 поселении находятся в стадии проведения публичных слушаний, в 51 поселении находятся в стадии разработки, в 86 поселениях не начата процедура разработки и в 21 поселении приняты решения об отсутствии необходимости в подготовке правил землепользования и застройки;
проекты планировки территорий разрабатываются по мере необходимости.
Ранее федеральным законодательством неоднократно устанавливались сроки, в которые требовалось утвердить документы территориального планирования и градостроительного зонирования, однако до настоящего времени это не стало достаточным стимулом для своевременного проведения такой работы на муниципальном уровне, как в Забайкальском крае, так и в Российской Федерации в целом.
В результате, в крае на сегодняшний день необходимо подготовить и утвердить:
генеральные планы для 14 городских и 223 сельских поселений на общую сумму 221,2 млн. рублей;
правила землепользования и застройки для 1 городского округа, 10 городских поселений и 167 сельских поселений на общую сумму 62,0 млн. рублей.
Их отсутствие может уже в ближайшее время "парализовать" осуществление на соответствующих территориях градостроительной и в целом инвестиционной деятельности.
В первую очередь, на уровне поселений необходимо разработать генеральные планы и правила землепользования и застройки на территориях поселений, имеющих важное значение для социально-экономического развития края, на которых реализуются инвестиционные проекты, включенные в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, а также мероприятия приоритетного национального проекта "Образование" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Основные проблемы с разработкой на муниципальном уровне документов территориального планирования и градостроительного зонирования связаны с нехваткой финансовых ресурсов для привлечения сторонних разработчиков. Кроме того, разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования требует сбора и анализа больших массивов данных, которые бывает сложно агрегировать на уровне отдельных муниципальных образований. Сложности с разработкой генеральных планов поселений могут возникать при неясности с размещением федеральных и региональных объектов, отсутствии региональных нормативов градостроительного проектирования.
Три действовавшие ранее краевые целевые программы: "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Читинской области (2007 - 2009 годы)", "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2010 - 2012 годы)" и "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013 - 2015 годы)" были реализованы лишь частично, что не позволило должны образом продвинуться в направлении создания необходимой системы документов территориального планирования и градостроительного зонирования.