В 2013 году мероприятия по развитию жилищной сферы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с различным уровнем доходов, реализовывались в соответствии с основными положениями приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Основным организационно-финансовым механизмом являлась краевая долгосрочная целевая программа "Жилище (2012 - 2015 годы)", в рамках которой реализовывались мероприятия следующих подпрограмм:
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
"Обеспечение жильем молодых семей";
"Создание условий для развития жилищного строительства";
"Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа";
"Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа";
"Переселение граждан, проживающих в городе Балей, из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания";
"Переселение граждан, проживающих в государственном жилищном фонде Забайкальского края, признанном аварийным и (или) непригодным для проживания".
В 2013 году организациями всех форм собственности и населением введено в действие 290,2 тыс. кв.м общей площади жилья (95,8% к уровню 2012 года). На снижение ввода жилья повлияли следующие факторы:
большая доля введенного жилья - это коммерческое жилье, на рынке отсутствует готовое жилье, население не может приобрести вводимое жилье по цене застройщиков (45 - 50 тыс. рублей за 1 кв.м); застройщикам, в свою очередь, невыгодно перенасыщать рынок готового жилья для поддержания спроса на него;
в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации до 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. В отчеты статистики такое жилье попадает только в том случае, если зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю. Срок составляет не менее двух месяцев. В этой связи часть жилья, построенного населением в 2013 году, не вошло в отчетные данные Забайкалкрайстата.
Населением края за счет собственных и заемных средств введено в действие 111,9 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 38,6% от общего объема, введенного в крае жилья (128,1% к уровню 2012 года).
На 2013 год Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" краевой долгосрочной целевой программы "Жилище (2012 - 2015 годы)" было предусмотрено 20,0 млн. рублей, местными бюджетами - 23,544 млн. рублей. В Госстрой России была направлена заявка на получение средств федерального бюджета в размере 44,801 млн. рублей, что позволило бы обеспечить жильем 237 семей. Однако лимит средств федерального бюджета для Забайкальского края составил 19,095 млн. рублей. В результате список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы был составлен на 168 семей.
По состоянию на 1 января 2014 года по соглашениям 2012 и 2013 годов улучшили жилищные условия 322 молодых семьи. Оплачено 187 свидетельств на сумму 68,85 млн. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 27,27 млн. рублей, краевого бюджета - 14,74 млн. рублей, местных бюджетов - 26,84 млн. рублей), в том числе по соглашениям 2013 года - 72 свидетельства на сумму 24,83 млн. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 11,63 млн. рублей, краевого бюджета - 6,28 млн. рублей, местных бюджетов - 6,92 млн. рублей). Привлечено внебюджетных источников в сумме 82,26 млн. рублей по соглашениям 2012 и 2013 годов и в сумме 17,54 млн. рублей по соглашениям 2013 года.
Также в рамках реализации мероприятий подпрограммы 9 семьям предоставлена дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, за счет средств краевого бюджета на общую сумму 0,42 млн. рублей.
С 2012 года условия реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы существенно изменились, в результате чего возросла нагрузка на консолидированный бюджет. В связи с дотационностью бюджета и недостаточностью выделяемых на реализацию подпрограммы средств невозможно обеспечить жильем все нуждающиеся молодые семьи. В результате возникает большая очередность, и, как следствие, - большое количество жалоб и обращений с просьбой о внеочередном предоставлении средств социальной выплаты на приобретение жилья. Количество молодых семей - участников подпрограммы составляет свыше 7,0 тысячи семей. Проблема по возрасту в последнее время приобретает все более выраженный характер, так как время ожидания по подпрограмме становиться все больше, когда подходит очередь, у многих семей возраст одного из супругов превышает 35 лет, и они подлежат исключению из числа участников подпрограммы. Данный факт не может не вызывать справедливые нарекания граждан.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Создание условий для развития жилищного строительства" краевой долгосрочной целевой программы "Жилище (2012 - 2015 годы)" средства краевого бюджета (20,963 млн. рублей) были направлены на завершение строительства многоквартирных жилых домов по ул. Токмакова, 36 (введен в эксплуатацию) и ул. Нечаева, 17в в рамках подготовки земельных участков под жилищное строительство.
В 2013 году кредитными и некредитными учреждениями Забайкальского края выдано 4448 ипотечных кредитов на общую сумму 7,154 млрд. рублей (в 2012 году - 4426 ипотечных кредитов на общую сумму 5,59 млрд. рублей). Средневзвешенная ставка составила 13,2% годовых.
На 2013 год Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (с учетом внесенных изменений) из-за дефицита бюджетных средств не были предусмотрены средства на реализацию мероприятий подпрограмм:
"Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа";
"Переселение граждан, проживающих в городе Балей, из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания";
"Переселение граждан, проживающих в государственном жилищном фонде Забайкальского края, признанном аварийным и (или) непригодным для проживания" краевой долгосрочной целевой программы "Жилище (2012 - 2015 годы)".
По подпрограмме "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа" в 2013 году из федерального бюджета поступила субсидия в размере 34,8 млн. рублей на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов). Средства краевого бюджета составили 5 млн. рублей. Условия по обеспечению доли средств краевого бюджета не были исполнены (поскольку доля региона должна была составить 34,8 млн. рублей). Кроме того, перечислен остаток федеральных средств, не освоенных в 2012 году, в сумме 7,5 млн. рублей.
Средства были перечислены в виде субсидии на реализацию соответствующих мероприятий в местный бюджет муниципального района "Каларский район". По состоянию на 1 января 2014 года улучшили жилищные условия 29 семей численностью 73 человека, приобретены жилые помещения площадью 1496,15 кв.м, в том числе для муниципальных нужд - 832,6 кв.м, для собственников жилых помещений по договорам купли-продажи - 663,55 кв.м.
Вместе с тем в рамках реализации краевой долгосрочной целевой программы "Жилище (2012 - 2015 годы)" проводились мероприятия, предусматривающие переселение граждан, проживающих на территории сельского поселения "Степнинское", в связи с расформированием воинских частей гарнизона "Степь". По состоянию на 1 января 2014 года положительные решения о предоставлении единой денежной выплаты приняты в отношении 175 семей на общую сумму 273,058 млн. рублей, из них на оплату представлено 174 договора на сумму 268,99 млн. рублей, из которых оплачено 152 договора купли-продажи (договоров долевого участия) на общую сумму 238,090 млн. рублей.
В 2013 году на территории Забайкальского края действовала краевая долгосрочная целевая программа "Льготная ипотека для отдельных категорий граждан в Забайкальском крае (2012 - 2015 годы)". Механизм реализации программы предусматривал оказание государственной поддержки определенным категориям граждан (молодым учителям, врачам, инженерам, ученым в возрасте до 35 лет, а также многодетным семьям), проживающим в Забайкальском крае, в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья посредством субсидирования первоначального взноса при оформлении ипотечного жилищного кредита (займа на приобретение жилья) в размере 20% от суммы ипотечного кредита.
В связи с тем, что ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК") разработало специальный ипотечный продукт с пониженной процентной ставкой только для молодых учителей, была начата реализация мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. Были отобраны две кредитных организации, готовые предоставлять льготные ипотечные кредиты учителям по стандартам ОАО "АИЖК". Вместе с тем, на практике оказалось, что стандарты, предложенные ОАО "АИЖК", не способствуют выполнению тех задач, которые возложены на субъекты Российской Федерации в части обеспечения жильем молодых учителей. Согласно предложенным стандартам ОАО "АИЖК" воспользоваться правом на получение льготного кредита могут только те учителя, которые будут приобретать жилье в крупных населенных пунктах. Жители сельской местности остались неохваченными, в то время как целью данных мероприятий было закрепление кадров, в том числе, в сельской местности, где граждане имеют невысокий уровень дохода и не могут позволить себе купить жилье. Все это повлекло справедливые нарекания граждан.