Настоящая Концепция направлена на повышение эффективности межведомственной работы по организации содействия в трудовой занятости студенческой, учащейся и незанятой молодежи на основе уже апробированной Концепции на 2011 - 2013 годы.
Решение проблем занятости и профессиональной подготовки учащейся и студенческой молодежи требует выработки специальных механизмов и технологии эффективного взаимодействия всех участников данного процесса. Исходя из приоритетов государственной социальной и молодежной политики, основной целью реализации настоящей Концепции является социально-экономическая поддержка учащейся и студенческой молодежи путем создания условий для получения профессиональных и дополнительных трудовых навыков студентами, другими категориями молодежи в период обучения в организациях среднего профессионального и высшего образования Республики Татарстан посредством их участия в деятельности трудовых отрядов.
Масштабность поставленной в рамках Концепции цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи сформированы следующие позиции:
1. Обеспечение реализации государственной молодежной политики в части содействия занятости молодежи, развития кадрового потенциала для различных отраслей экономики Республики Татарстан, включая:
повышение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия в труде на временные, сезонные и постоянные работы;
повышение эффективности содействия трудоустройству молодых выпускников-специалистов;
содействие сохранению действующих и созданию новых временных, сезонных и постоянных рабочих мест.
2. Разработка и внедрение действенных механизмов развития профильных трудовых отрядов, позволяющих в будущем удовлетворить внутренние потребности отраслевых предприятий экономики Республики Татарстан в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах, квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Обозначение приоритетных направлений деятельности трудовых отрядов.
Исходя из отраслевой специфики трудовых отрядов выделяются следующие приоритетные направления их деятельности:
строительное направление - выполнение ремонтно-строительных и дорожно-хозяйственных работ на объектах;
сельскохозяйственное направление - выполнение работ в агропромышленном комплексе;
педагогическое направление - выполнение воспитательной работы в качестве вожатых, педагогов-организаторов в детских оздоровительных лагерях и профилактической работы с детьми "группы риска", другими социальными категориями;
транспортное направление - выполнение работ в качестве проводников вагонов поездов дальнего следования на железнодорожном транспорте;
археологическое направление - выполнение работ, связанных с восстановлением, реставрацией или изучением древних памятников культурного, исторического наследия Республики Татарстан, представляющих историческую ценность;
промышленное направление - выполнение производственных работ в различных отраслях промышленности;
спасательное направление - выполнение работ, связанных с предупреждением опасных ситуаций на воде (пляжи детских оздоровительных лагерей и санаторных комплексов Республики Татарстан и других регионов России);
медицинское направление - выполнение работ по санитарному и медицинскому обслуживанию населения Республики Татарстан на базе учреждений здравоохранения Республики Татарстан;
экологическое направление - выполнение работ по уборке, озеленению и развитию инфраструктуры придомовых и дворовых территорий, парков, скверов и городских зон отдыха;
сервисное направление - выполнение работ в сфере услуг (организация питания, проживания, обеспечение работы торговых комплексов и т.д.);
культурно-массовое направление - выполнение работ в сфере организации культурно-массовых мероприятий (проведение благотворительных акций, формирование концертных отрядов, агитационных бригад и т.д.).
2) Выработка методов стимулирования и развития деятельности студенческих трудовых отрядов.
В целях обеспечения наиболее продуктивной деятельности трудовых отрядов предполагается использование следующих методов ее стимулирования:
профессиональное стимулирование:
предоставление возможности получения дополнительного образования (специализированные курсы повышения квалификации, узкопрофильные краткосрочные программы и т.д.);
расширение свободы выбора будущей профессии участниками трудовых отрядов в профессиональном самоопределении;
приобретение в трудовых отрядах практических навыков по основной специальности и опыта работы в коллективе, способствующих повышению конкурентоспособности молодого специалиста на современном рынке труда;