(с изменениями на 29 сентября 2023 года)
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 29.09.2023 N 378)
В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 1 декабря 2005 года N 93-ОЗ "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чукотском автономном округе" Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
1. Утвердить Порядок рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чукотском автономном округе материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Аппарат Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа (Набиев В.С.).
(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 29.09.2023 N 378)
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОМИССИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ МАТЕРИАЛОВ (ДЕЛ), НЕ СВЯЗАННЫХ С ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 1 декабря 2005 года N 93-ОЗ "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чукотском автономном округе", устанавливает механизм рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чукотском автономном округе (далее - муниципальная комиссия) материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, а также принятия решения по итогам рассмотрения материалов (дел).
1. Рассмотрение муниципальной комиссией материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции муниципальной комиссии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа, но не связанных с делами об административных правонарушениях, является одним из направлений деятельности муниципальной комиссии в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Рассмотрение материалов (дел) может быть отложено определением муниципальной комиссии в случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов (дел), уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей, иных законных представителей от явки на заседание муниципальной комиссии, если материалы (дело) не могут быть рассмотрены в отсутствие указанных лиц, поступления предложения об отложении рассмотрении вопроса и о запросе дополнительных материалов по нему.
3. Материалы (дело) рассматриваются муниципальной комиссией по месту жительства лица, в отношении которого рассматриваются материалы (дело), если иное не установлено федеральным законодательством. При отсутствии у лица места жительства материалы (дело) рассматриваются по месту фактического пребывания несовершеннолетних, если иное не установлено федеральным законодательством.
Основаниями для рассмотрения муниципальной комиссией материалов (дел) являются:
1) обращение несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, органов либо должностных лиц;
2) инициатива муниципальной комиссии;
3) представление или иные документы органов и учреждений системы профилактики;
4) ходатайство работодателя;
5) постановление органов внутренних дел, прокурора, суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6) иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
1. При подготовке материалов (дел) к рассмотрению на предварительном заседании муниципальной комиссии выясняются следующие вопросы:
1) входит ли рассмотрение данных материалов (дел) в компетенцию муниципальной комиссии;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данных материалов (дел) муниципальной комиссией или одним из членов муниципальной комиссии;
3) имеются ли основания для проведения дополнительной проверки (доработки) поступивших материалов (дел);
4) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание муниципальной комиссии;
5) целесообразность принятия иных мер, предусмотренных действующим законодательством, для всестороннего и своевременного рассмотрения материалов (дела).
2. По результатам предварительного заседания муниципальной комиссии оформляется соответствующее определение.
3. Все материалы (дела) в отношении несовершеннолетних муниципальная комиссия рассматривает при обязательном участии несовершеннолетнего и его законного представителя, а при необходимости - педагога и иных лиц.
4. Материалы (дело) в отношении несовершеннолетнего могут быть рассмотрены в отсутствие несовершеннолетнего и (или) его законного представителя при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания муниципальной комиссии и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения материалов (дел).
5. Адвокат, защитник несовершеннолетнего допускаются к участию в работе муниципальной комиссии с момента подготовки материалов (дел) к заседанию муниципальной комиссии.
1. Заседания муниципальной комиссии являются открытыми. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетних, его родителях или иных законных представителях комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов (дел), может принять мотивированное определение о закрытом рассмотрении материалов (дел).
2. При рассмотрении материалов (дела) муниципальная комиссия обязана всесторонне, полно и объективно исследовать материалы дела, уточнить возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данных материалов (дел), иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса, в том числе о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.
3. Рассматривая материалы (дела) в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, материалы дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность, материалов о совершении несовершеннолетним иных антиобщественных действий, а также иные материалы (дела) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, муниципальная комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, потерпевших, свидетелей, адвоката либо защитника.
4. Несовершеннолетний, в отношении которого рассматриваются материалы (дело), может быть удален с заседания муниципальной комиссии на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.
5. После всестороннего рассмотрения обстоятельств дела либо при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящего раздела, муниципальная комиссия принимает следующие решения:
1) о применении мер, предусмотренных разделами 6, 7 настоящего Порядка, статьей 7, 8 Закона Чукотского автономного округа от 1 декабря 2005 года N 93-ОЗ "О порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Чукотского автономного округа", и (или) о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) его семьей;
2) иные решения в рамках компетенции муниципальной комиссии.
6. Решение муниципальной комиссии, принимаемое при рассмотрении материалов (дел), заносится в протокол заседания муниципальной комиссии и оформляется в форме определения или постановления муниципальной комиссии.
7. Решение муниципальной комиссии принимается с учетом мнения представителя органов прокуратуры, присутствующего на заседании, заключение которого заслушивается и заносится в протокол заседания муниципальной ***.
По результатам рассмотрения материалов (дел), в целях обеспечения реализации и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних муниципальная комиссия может принять следующие меры:
1) в отношении родителей или иных законных представителей:
предупреждение;
проведение с ними профилактической беседы на заседании муниципальной комиссии;
иные меры воздействия, предусмотренные федеральным и региональным законодательством;
2) ходатайство перед органом опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей либо об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего;
3) внесение в органы и учреждения системы профилактики представления об устранении нарушений прав и свобод несовершеннолетних, причин и условий, способствующих их безнадзорности, совершению ими правонарушений или антиобщественных действий, в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) устранить нарушения;
4) ходатайство в компетентные органы о привлечении к дисциплинарной или иной ответственности лиц, решения или действия (бездействие) которых повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
1. По результатам рассмотрения поступивших из органов и учреждений системы профилактики материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, муниципальная комиссия может принять решение об оказании содействия в определении форм устройства несовершеннолетних.
2. Учет и предоставление информации о несовершеннолетних, нуждающихся в устройстве, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа.
3. Решения муниципальной комиссии, основанные, в случае необходимости, на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических комиссий, могут направляться в следующие органы и учреждения системы профилактики: