Природно-ресурсный фактор является важнейшим показателем, определяющим особенности развития экономики Магаданской области.
Одно из наиболее перспективных направлений горнодобывающей промышленности области - дальнейшее развитие золотодобычи.
Безусловным приоритетом в вопросах развития экономики региона является реализация крупномасштабного межрегионального проекта по созданию российского центра золотодобычи мирового уровня на основе Яно-Колымского геолого-экономического района, расположенного на территории Магаданской области и Республики Саха (Якутия).
Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции будет способствовать комплексному освоению недр Магаданской области, включая разработку оловорудных объектов, угля, и обеспечит последовательный рост социально-экономической привлекательности дальневосточных регионов России.
Среди месторождений твердых полезных ископаемых Магаданской области одним из важнейших является Наталкинское золоторудное месторождение, входящее в состав Яно-Колымской золоторудной провинции. Балансовые запасы месторождения составляют: золота 1184,3 тонны, серебра 331,3 тонны. Ввод в эксплуатацию горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на Наталкинском месторождении будет осуществляться в три этапа, первый из них запланирован на 2014-2016 годы с добычей 10 млн тонн руды в год, и производством около 10 тонн золота в первый год эксплуатации. С началом второго этапа в 2017 году объем добычи увеличится до 20 млн т руды в год, а при выходе на полную мощность (ориентировочно в 2022 году) производительность фабрики составит 40 млн. тонн перерабатываемой руды в год с объемом производства золота порядка 50 тонн ежегодно. На предприятии будет создано более 2,20 тыс. рабочих мест.
Другое золоторудное месторождение Яно-Колымской провинции - месторождение Павлик. Балансовые запасы месторождения составляют: золота 154,0 тонны, серебра 21,0 тонна. В настоящее время ведется доразведка месторождения, что существенно увеличит запасы.
Планируется продолжение проведения геологоразведочных работ (ГРР) и ввод в эксплуатацию в среднесрочной перспективе новых горнорудных предприятий на объектах Яно-Колымской золоторудной провинции: (Родионовское, Игуменовское, Штурмовское, Россыпник, Затеснинское, Утинское), а также на месторождениях, не входящих в состав провинции (Перекатное, Приморское, Тохто, Терем, Дальнее, Ороч, Ольча, Роговикская перспективная площадь), продолжение освоения Шаманихо-Столбовского и Рассошинского рудно-россыпных узлов Среднеканского района.
С точки зрения диверсификации экономики перспективными являются районы области, где сосредоточены месторождения полезных ископаемых, разработка которых наиболее оптимальна в условиях высоких мировых цен на добываемые металлы. Освоение месторождений этих районов позволит не только увеличить объемы добычи драгоценных металлов, но и приступить к добыче новых для Магаданской области видов полезных ископаемых.
Это, прежде всего, Шаманихо-Столбовской рудно-россыпной район и Ороекская металлогеническая зона, которые расположены на территории северной части Среднеканского района Магаданской области. Освоение месторождений этих районов позволит начать добычу полиметаллических руд и меди.
Освоение месторождений Южно-Омолонского рудного узла и Россошинского рудно-рассыпного района, расположенных на территории Среднеканского, Омсукчанского и Северо-Эвенского районов, будет связано с началом добычи железа, меди и молибдена. В рамках реализации этих проектов планируется строительство Южно-Омолонского металлургического комбината и Ороекского медеплавильного завода, таким образом, станет возможным осуществление первичной переработки сырья на территории области.
В рамках освоения минерально-сырьевой базы региона, в составе которой находятся ресурсы полезных ископаемых, имеющих общефедеральное значение (нефти и газа), значительные перспективы развития имеет топливная промышленность.
Одним из основных условий решения долгосрочных программ социально-экономического развития Магаданской области является реализация проекта по поиску и промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений Магаданской шельфовой зоны. В 2011 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 N 2211-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 787-р "Об утверждении перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов" компании ОАО "Роснефть", согласно которым участки недр Магадан - 1, 2, 3 на шельфе Охотского моря которым предоставлены для геологического изучения, разведки и добычи углеводородов. В 2013 году проведены работы на участках Магадан - 1, 2, 3, и выполнен комплекс сейсморазведочных работ. В 2016 году планируется начать бурение поисковой скважины.
Основными стратегическими направлениями развития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области на период до 2018 года являются:
- дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении россыпной золотодобычи на уровне 10-11 тонн;
- добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа, бурого угля, торфа);
- освоение месторождений цветных (меди, цинка, вольфрама, молибдена, свинца) и черных (железа) металлов.
Реализация направлений развития минерально-сырьевого комплекса позволит в значительной мере сократить дотационность бюджета Магаданской области и внесет заметный вклад в рост валового регионального продукта.
С целью устойчивого социально-экономического развития территории и повышения интереса инвесторов к слабо освоенным районам области продолжается работа по введению дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от географо-экономических условий отработки месторождений, в частности по вопросам предоставления для золотодобывающих предприятий Дальнего Востока льготы по налогу на добычу золота из россыпных месторождений, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более 200 км в части освобождения от уплаты налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
Для увеличения доходной части бюджета субъекта и повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации в проведении качественной государственной политики в сфере лицензирования, будет продолжена работа, направленная на законодательное закрепление на постоянной основе распределения величины разового платежа по результатам аукциона на получение права пользования недрами между бюджетами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на территории которого находится месторождение, в отношении 50:50.
Будет продолжена работа по совершенствованию государственной системы лицензирования пользования недрами.
Из года в год значительное количество аукционов на пользования недрами, проводимыми Роснедра и их территориальными органами, признаются несостоявшимися в связи с наличием единственного участника. Так, на территории Магаданской области только в 2012 годы из
111 аукционов, в связи с допуском одного заявителя, не состоялось около 13% аукционов, при этом бюджет недополучил более 52 млн рублей. В связи с чем, необходимо внести изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", согласно которым в случае признания аукциона на пользование недрами не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника или допуска для участия в аукционе только одного заявителя, лицензия на пользование недрами может быть выдана этому заявителю при условии уплаты им разового платежа за пользование недрами, равному минимальному (стартовому) размеру разового платежа, увеличенному на один шаг.
Предложенное мероприятие позволит повысить эффективность государственной системы лицензирования, и как следствие, вовлечь в пользование большее количество месторождений и проявлений полезных ископаемых.
Также будет продолжена работа по доработке и сопровождению проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации" (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями). Согласно данному законопроекту в состав пользователей недр, осуществляющих добычу россыпного золота, включаются граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Создание правовой базы в части разрешения добычи россыпного золота физическими лицами позволит ввести в эксплуатацию бесперспективные, с точки зрения промышленной отработки, участки недр, создать новые рабочие места для населения без привлечения дополнительных инвестиций, что сделает привлекательными районы Сибири и Дальнего Востока для притока населения, позволит развивать малый бизнес.
В рамках реализации переданных на региональный уровень отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений продолжится работа по предоставлению в пользование водных объектов водопользователям.
В целях обеспечения охраны окружающей среды Магаданской области, экологической безопасности ее территории и населения, сохранения и восстановления природных экосистем, защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры от паводков реализуются мероприятия государственной программы Магаданской области "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы" (постановление администрации Магаданской области от 7 ноября 2013 года N 1083-па).
В частности, в рамках подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Магаданской области" на 2014-2020 годы" государственной программы "Природные ресурсы и экология Магаданской области" на 2014-2020 годы" будут проводиться работы по капитальному строительству новых и капитальному ремонту действующих гидротехнических сооружений.