2.1. Ключевые факторы конкурентоспособности.
2.1.1. Благоприятный инвестиционный климат.
Степень реализации инвестиционной привлекательности является важнейшим детерминантом формирования инвестиционного спроса в регионе. В контексте цепочки создания ценности инвестиционная привлекательность является региональным ресурсом для инвестора, а степень ее реализации - сформированной ценностью.
Создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной деятельности являются важнейшими направлениями деятельности органов государственной власти Ярославской области. Именно эти составляющие во многом определяют перспективы расширенного производства, инновационного развития, конкурентоспособности промышленности региона. Ярославская область входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов Российской Федерации, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска. Это подтверждается данными международных рейтинговых агентств.
Международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Ярославской области со "стабильного" на "позитивный". Долгосрочные рейтинги Ярославской области в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне "BB". Краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте - "B". Долгосрочный рейтинг по национальной шкале - "AA-(rus)".
В рейтинге "Ведение бизнеса в России - 2012", проведенном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией среди 30 региональных центров Российской Федерации, город Ярославль занял 8 место.
В соответствии с 17 инвестиционным рейтингом регионов Российской Федерации, подготовленным национальным рейтинговым агентством "Эксперт РА", Ярославская область относится к регионам, где существенно снизились инвестиционные риски: с 29 места в рейтинге 2010 - 2011 годов Ярославская область в 2012 году переместилась на 16 место по уровню интегрального инвестиционного риска.
Ярославская область - один из наиболее развитых в сфере государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) субъектов Российской Федерации. В рейтинге, составленном Центром развития ГЧП и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, по состоянию на 01 февраля 2014 года регион на 9 месте. При этом в Центральном федеральном округе Ярославская область оказалась на 2 месте, уступив лишь Воронежской области (6 место) и оставив позади город Москву (10 место). Это характеризует Ярославскую область как регион с высоким потенциалом для привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП. Столь высокая оценка Ярославской области со стороны Центра развития ГЧП - межрегиональной ассоциации, объединяющей представителей делового и экспертного сообществ, участвующих в инфраструктурных проектах, - обусловлена рядом значимых достижений региона. Ярославская область в декабре 2010 года одной из первых в стране приняла региональный закон о ГЧП, создав базу для разработки ряда крупных проектов.
В 2012 году Ярославская область вошла в число 11 пилотных регионов по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив" и общероссийской общественной организацией "Деловая Россия".
Наиболее распространенной формой финансовой государственной поддержки в Ярославской области является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы предоставляются в течение расчетного периода окупаемости проекта, но не более 7 лет; для стратегических инвестиционных проектов - до 9 лет.
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности оказывается комплексная системная административная поддержка, в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением проектов, действуют законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот инвесторам в части уменьшения ставки налога на прибыль и освобождения от налога на имущество. Гарантируется сохранение налоговых льгот по уплате региональных налогов на срок реализации инвестиционного проекта в рамках действующего законодательства. Созданы специализированные институты развития.
Для снижения административных барьеров в Ярославской области осуществляется сопровождение инвестиционных проектов по принципу "единого окна".
Основная задача органов власти - свести к минимуму контакты инвестора с государственными органами и сделать их содержание более регламентированным.
При решении вопросов инвестиционной политики регион находится в постоянном диалоге с представителями бизнеса и общественности. В зоне интересов Правительства области - создание для инвестора понятной регулятивной среды; снижение высоких транзакционных издержек для инвестора; сокращение административных процедур и "узких" мест при их прохождении; устранение бюрократизации, повышение прозрачности получения разрешений.
В целях обеспечения инвесторов доступной информацией в Ярославской области создан и функционирует инвестиционный портал (www.yarinvestportal.ru).