Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА" (с изменениями на: 21.02.2018)


Задача 1. "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА"


Решение задач социально-экономического развития Свердловской области будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность областного бюджета, минимизацию бюджетных рисков. Эффективная и ответственная бюджетная политика является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета необходимо скоординировать действия исполнительных органов государственной власти Свердловской области для усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" в части решения задачи по переходу к долгосрочному бюджетному планированию Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Необходимость перехода к долгосрочному бюджетному планированию определяется прежде всего угрозой бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций.

Долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.

Разработка Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики прежде всего в социальной сфере при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов.

Необходимым условием для подготовки Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период является разработка и утверждение прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу.

Кроме того, ключевой задачей на предстоящий период является взвешенная политика по управлению государственным долгом Свердловской области.

В условиях стагнации экономики, сокращения поступлений доходов бюджета и необходимости безусловного исполнения принятых Свердловской областью обязательств Правительство Свердловской области было вынуждено осуществлять мероприятия по привлечению заемных средств в областной бюджет.

В связи с этим за 2013 год государственный долг Свердловской области вырос на 13,1 млрд. рублей и составил на 01 января 2014 года 33,9 млрд. рублей, или 163,4 процента к уровню 2012 года и 91,9 процента к плановым назначениям 2013 года.

Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) на 01 января 2014 года составило 25,2 процента и увеличилось в сравнении с предыдущим периодом на 9,9 процентного пункта.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки, составленном Центром экономических исследований Российского информационного агентства "РИА Новости" на 01 января 2014 года от минимального значения к максимальному, Свердловская область в сравнении с 01 января 2013 года поднялась на одну строку и заняла 17 позицию из 83 регионов.

Исходя из плановых показателей программы государственных внутренних заимствований прогнозируется рост государственного долга Свердловской области.

В этой связи основными приоритетами политики заимствований и управления государственным долгом должны стать:

1) своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств;

2) привлечение государственных заимствований в зависимости от фактического исполнения и реальной потребности бюджета области, а также состояния и перспектив развития финансового рынка.

Первоочередными мерами обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета являются поддержание безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет, соблюдение принятых ограничений исходя из безусловного исполнения расходных и долговых обязательств Свердловской области и соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Наряду с последовательным совершенствованием межбюджетных отношений, осуществляемым в соответствии с разработанными стратегическими документами о социально-экономическом развитии Свердловской области, продолжается работа по развитию доходной базы бюджетов муниципальных образований, созданию устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности использования расходов местных бюджетов, расширению программно-целевого принципа при формировании и исполнении территориальных бюджетов, соответствующих стратегическим документам развития муниципального образования, взаимоувязанным с целями, задачами и показателями стратегических документов Российской Федерации (в том числе Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года) и Свердловской области.

Повышению заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в повышении качества управления муниципальными финансами способствует проводимый с 2011 года Министерством финансов Свердловской области мониторинг управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Результаты мониторинга учитываются при прогнозировании местных бюджетов: на 2013 год в оценке расходных полномочий дополнительно учтено муниципальным образованиям с надлежащим качеством управления бюджетным процессом 72,4 млн. рублей (49 территорий), на 2014 год - 89,7 млн. рублей (53 территории).

Основным механизмом реализации мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2011 N 596-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Свердловской области", является систематическое внесение изменений в вышеуказанный порядок путем совершенствования системы индикаторов, соответствующих задачам, стоящим перед органами власти.

При составлении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо обеспечить оптимальность структуры бюджетных расходов. Ограниченные финансовые ресурсы должны в первоочередном порядке обеспечивать выполнение приоритетных задач социально-экономического развития области, обозначенных в государственных программах, в том числе обусловленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.