Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА" (с изменениями на: 21.02.2018)


Задача 5. "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ ОБЛАСТНОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ"


Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Свердловской области.

Для повышения уровня и качества жизни населения Свердловской области необходимо обеспечить стабильное поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета Свердловской области.

Реализация данной задачи особенно актуальна в условиях неопределенности мировой и внутрироссийской экономической ситуации в 2013 году и в плановом периоде.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Свердловской области в 2010 - 2013 годах характеризовалось незначительными ежегодными темпами прироста поступлений к предшествующему году (с 25 процентов прироста в 2010 году (137,1 млрд. рублей - объем налоговых и неналоговых доходов за год) до 1,5 процента в 2013 году (187,3 млрд. рублей)).

Крупнейшим налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области (41 процент) и бюджетов муниципальных образований (60 процентов), является налог на доходы физических лиц. Поступления данного налога являются достаточно стабильными, но также демонстрируют тенденцию к снижению: с 13,1 процента в 2011 году (59,6 млрд. рублей) до 11,6 процента в 2013 году (76,2 млрд. рублей).

Наиболее подвержены колебаниям мировой конъюнктуры поступления налога на прибыль организаций, который в 2013 году составил 25 процентов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области и 34 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета: темп прироста поступлений в 2011 году (47,3 млрд. рублей) 28,5 процента к уровню 2010 года (20,2 млрд. рублей), в 2012 году (55,6 млрд. рублей) 17,6 процента и в 2013 году (46,4 млрд. рублей) минус 16,6 процента.

Негативные последствия экономического кризиса и стагнации экономики явно продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления государственными финансами.

Сложившиеся условия требуют системного принятия мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости и увеличение доходной части областного бюджета, а также на развитие доходного потенциала муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Для реализации данной задачи Правительством Свердловской области утверждены План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Свердловской области на 2014 - 2016 годы (Распоряжение Правительства Свердловской области от 14.11.2013 N 1815-РП) и План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доходного потенциала Свердловской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (Распоряжение Правительства Свердловской области от 31.01.2013 N 88-РП).

Среди основных задач реализации "дорожной карты":

1) осуществление аналитической работы по изысканию резервов налогового потенциала Свердловской области;

2) проведение адресной работы с руководителями хозяйствующих субъектов в рамках межведомственных комиссий и рабочих групп;

3) реализация мероприятий по выявлению неучтенных объектов недвижимости; информационно-разъяснительная работа в целях повышения общего уровня налоговой грамотности граждан и хозяйствующих субъектов;

4) обеспечение взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам увеличения и полноты взыскания неналоговых платежей в областной и местные бюджеты;

5) координация межведомственных мероприятий, направленных на увеличение доходной части областного и местных бюджетов.

Реализация вышеуказанных задач должна привести к определенным результатам, а именно:

1) сокращению выпадающих доходов областного бюджета в общем объеме налоговых доходов областного бюджета за счет инвентаризации налоговых преференций, предоставляемых региональным законодательством;

2) обеспечению уровня эффективности взыскания задолженности выше среднероссийского значения;

3) снижению доли убыточных организаций и (или) суммы полученного ими убытка;

4) увеличению фонда оплаты труда работников;

5) росту перечислений налога на доходы физических лиц в областной и местный бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

6) увеличению доли неналоговых доходов в общем объеме доходов областного бюджета;

7) росту количества объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), поставленных на кадастровый учет;

8) повышению степени достоверности прогнозируемых объемов доходов областного бюджета.

Кроме того, одним из ключевых направлений является проведение анализа использования и эффективности применения налоговых льгот и преференций, предоставленных региональным законодательством, степени их влияния на развитие экономики Свердловской области и оптимизация недостаточно эффективных налоговых льгот.

Для этого необходимо внести изменения в Порядок оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных областными законами о налогах и сборах, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2007 N 13-ПП "О порядке рассмотрения обращений налогоплательщиков в Свердловской области о возможности предоставления налоговых льгот и оценке их эффективности", с учетом современных требований по эффективному использованию бюджетных средств, оценить действующие льготы и преференции с применением новых методик и принять решение об их оптимизации (сохранение и усиление наиболее эффективных льгот и отмена или минимизация льгот, которые не достигли поставленных при их утверждении целей).