Межбюджетные трансферты местным бюджетам составляют более 30 процентов от общего объема расходов областного бюджета. Для повышения эффективности их использования необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях - создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов и совершенствование структуры и порядка (методик) предоставления межбюджетных трансфертов.
В рамках первого направления наибольшую значимость имеет формирование и утверждение решений о бюджетах всех муниципальных образований на трехлетний период, обеспечивающих возможность и обязательства по планированию и реализации среднесрочных проектов и программ.
Решение и анализ данных вопросов позволят перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
В рамках второго направления необходимо прежде всего скорректировать подходы к формированию и структуре межбюджетных трансфертов местным бюджетам в целом.
В 2013 году в общем объеме межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам доля дотаций составила 8 процентов (в том числе 7 процентов - доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований), доля субсидий - 41 процент, доля субвенций - 48 процентов, доля иных межбюджетных трансфертов - 3 процента.
Законом Свердловской области от 08 июня 2012 года N 45-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О бюджетном процессе в Свердловской области" и Закон Свердловской области "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области" внесены изменения в части распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области.
Начиная с 2013 года в соответствии со статьей 10 Областного закона от 25 ноября 1994 года N 8-ОЗ "О бюджетном процессе в Свердловской области" объем субсидий, установленный законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год и плановый период, распределяется между муниципальными образованиями постановлениями Правительства Свердловской области, при этом приложениями к областному закону об областном бюджете распределено порядка 2/3 от общего объема указанных трансфертов.
Вместе с тем в 2014 году доля целевых межбюджетных трансфертов, распределенных Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", в общем объеме целевых межбюджетных трансфертов увеличилась до 74 процентов.
В целях обеспечения стабильных условий формирования доходов местных бюджетов необходимо увеличивать долю целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам, распределяемых законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В 2014 - 2016 годах, а также в последующие периоды по мере развития института государственных программ Российской Федерации в Свердловской области аналогично будет реализован комплекс мер по развитию методологии формирования и использования каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности.
Выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств по вопросам местного значения остается основным инструментом межбюджетного регулирования на областном уровне. При этом размер средств, предоставляемых в форме субсидий, будет неуклонно снижаться.
Распыление количества субсидий приводит к снижению эффективности данной поддержки, сокращению ответственности за реализацию полномочий органов местного самоуправления, поэтому практику предоставления субсидий на софинансирование конкретных расходных обязательств следует свести к минимуму.
Основным инструментом достижения целей предоставления субсидий будет оказание поддержки реализации муниципальных программ, осуществление которых является необходимым условием достижения результатов соответствующих государственных программ Свердловской области.
Общие принципы распределения субсидий будут устанавливаться в соответствующих государственных программах Свердловской области.
Основным механизмом реализации мероприятий по совершенствованию методологии расчета и распределения межбюджетных трансфертов является приведение в соответствие с федеральным законодательством методик расчета и порядков распределения межбюджетных трансфертов, а также проведение инвентаризации оценок расходных полномочий.