БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ЧЕБОКСАРСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 27 октября 2009 года N 1447


О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА С УЧЕТОМ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИИ ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ - ГОРОД НОВОЧЕБОКСАРСК - МАРИИНСКО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН - МОРГАУШСКИЙ РАЙОН - ЦИВИЛЬСКИЙ РАЙОН - ЧЕБОКСАРСКИЙ РАЙОН


В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 года N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, в целях обеспечения устойчивого развития города Чебоксары Чебоксарское городское Собрание депутатов

решило:

1. Утвердить Стратегию развития города Чебоксары на период до 2020 года с учетом перспективы развития агломерации город Чебоксары - город Новочебоксарск - Мариинско-Посадский район - Моргаушский район - Цивильский район - Чебоксарский район (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

Глава города Чебоксары
Н.И.ЕМЕЛЬЯНОВ

     

Утверждено
решением
Чебоксарского городского
Собрания депутатов
от 27.10.2009 N 1447

     

 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА С УЧЕТОМ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГЛОМЕРАЦИИ ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ - ГОРОД НОВОЧЕБОКСАРСК - МАРИИНСКО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН - МОРГАУШСКИЙ РАЙОН - ЦИВИЛЬСКИЙ РАЙОН - ЧЕБОКСАРСКИЙ РАЙОН


Предисловие


Настоящий текст является проектом "Стратегии развития города Чебоксары с учетом перспективы развития агломерации (город Чебоксары, город Новочебоксарск, Чебоксарский район, Мариинско-Посадский район, Моргаушский район, Цивильский район). Проект прошел процедуру общественных слушаний и доработан по итогам.

Разработка документов стратегического планирования на муниципальном уровне позволяет городу сформировать цели долгосрочного развития с учетом текущих экономических реалий, предпочтений жителей и местного бизнес-сообщества. С этой целью в ходе разработки стратегии был проведен комплекс публичных мероприятий: интервьюирование руководителей ключевых предприятий, круглые столы по приоритетным направлениям развития агломерации, молодежная конференция по перспективам развития агломерации, деловая игра с привлечением ведущих российских экспертов в сфере пространственного развития, вышли телевизионная передача по вопросам местного агломерационного развития, а также ряд тематических публикаций.

Имея четкий открытый план развития, город выступает как надежный партнер, привлекательный для инвестиций и имеющий свое видение основных направлений интеграции с соседними муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации и странами мира. Учитывая уже имеющие место агломерационные процессы на территории северной зоны Чувашской Республики, Стратегия определяет перспективы и эффекты межмуниципального сотрудничества. Кроме того, важно учитывать высокий уровень заинтересованности муниципальных властей в агломерационном сотрудничестве, несмотря на то, что на первых этапах развития агломерации основная организационная и частично финансовая нагрузка неизбежно ляжет на город Чебоксары.

В ходе успешного диалога муниципалитетов настоящая Стратегия может стать первым документом Чебоксарской агломерации.

Введение


Начавшийся в 1999 г. активный экономический рост в Российской Федерации в первую очередь был обусловлен восходящим циклом мировой конъюнктуры на основные группы сырьевых товаров, которые широко представлены в Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация привела к высокой концентрации инвестиционных ресурсов в сырьевых секторах. Постепенно сырьевые корпорации, кроме запуска целого ряда профильных инвестиционных проектов на территории страны и за рубежом, стали все больше диверсифицировать инвестиционный портфель и осуществлять масштабные вложения в сектора экономики, связанные с потребительским рынком: строительство (девелопмент и недвижимость), транспорт и связь, торговля, развлечения и общественное питание.

Растущая доходность инвестиций в секторах потребительского спроса была обусловлена опережающим, по сравнению с динамикой промышленного производства и производительностью труда, ростом доходов населения. Вместе с ростом доходов более явственно встала проблема хронического недоинвестирования комплекса бытовой, торговой и развлекательной инфраструктуры в России.

Сложившиеся предпосылки предопределили ситуацию, при которой начиная с 2000 - 2002 гг. сектор услуг становится вторым по значимости "локомотивом" экономического и инвестиционного роста в стране после сырьевых секторов.

Однако влияние на экономику сырьевого фактора не снижалось: рост добычи минеральных ископаемых и истощение разработанных в советское время месторождений потребовал начала разработки и формирования транспортно-перерабатывающих комплексов близ новых месторождений добычи. Разворачивающиеся сырьевые проекты нового поколения уже сейчас влияют, а в перспективе (после прохождения острой фазы экономического кризиса) будут только далее усиливать влияние на экономическую динамику развития большинства российских регионов. Они формируют инвестиционные потоки и спрос на управленческую функцию как в столичных городах <1> ("точки коммуникации" с внешним миром, что особенно важно для экспортоориентированного российского сырьевого сектора), так и в центрах управления второго уровня (крупные города - региональные столицы, в основном специализирующиеся на промышленной переработке и транспортировке сырьевого экспорта).

________________

<1> Кроме Москвы; к такому типу городов можно отнести и Санкт-Петербург.

Складывающаяся схема предпосылок развития создает собственный каркас региональных центров, притягивающих к себе ресурсы опережающего роста секторов потребления и инфраструктуры управления (так называемого нового "портфеля" ресурсов <2>).

________________

<2> В частности, в утвержденной на заседании Межведомственной комиссии в конце 2005 г. Стратегии развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу (широкий состав разработчиков, среди прочих включающий специалистов РосНИПИ Урбанистики, "Ленгипрогор" и Фонда "ЦСР "Северо-Запад") "новый портфель" ресурсов определен следующим образом: дорогая и мобильная рабочая сила; конкурентоспособные технологии; инфраструктурная и правовая доступность большого рынка; сильные рыночные позиции в виде глобальных брендов; обширная контрактная база; современные форматы торговли и проч.


На современном этапе в стране насчитывается 1052 города и поселка городского типа, 152 тыс. сельских поселений, при этом только в 140 точках наблюдается экономический рост. Всего 12 субъектов Федерации производят 60% всей промышленной продукции страны.

Экономический рост и уровень жизни, превышающий среднероссийский показатель, демонстрируются в 95% случаев в трех типах нестоличных городов:

1. Административные центры регионов, где ведется добыча либо осуществляется переработка отдельных элементов "сырьевого портфеля" страны, - обычно это города с населением от 250 тыс. до 1,4 млн. чел. (Сыктывкар, Тюмень, Красноярск, Якутск, Ярославль, Липецк и т.д.).

2. Ряд городов, не обладающих административным статусом общерегионального уровня, связанных с добычей или переработкой элементов "сырьевого портфеля" либо с единичными успешными предприятиями несырьевого сектора, с численностью населения от 50 <3> до 750 тыс. чел. (Магнитогорск, Новокузнецк, Сургут, Братск, Тольятти и т.д.).

________________

<3> Города меньшей численности чаще всего являются монопрофильными по типу экономики и представляют из себя не городскую экономическую систему, а систему "призаводской слободы", пусть и достаточно успешной в конкретный промежуток времени. Частично и ряд более крупных городов с некоторым допущением могут быть охарактеризованы так же.


3. Города, связанные с торгово-транспортными функциями; чаще всего развиваются на основе крупного морского порта - с численностью населения от 200 до 750 тыс. чел. (Ростов-на-Дону, Краснодар, Мурманск, Владивосток, Новороссийск).

При этом прослеживается еще одна тенденция: чем меньше численность населения города, тем меньше он реализует возможности своего экономического положения.

В подавляющем большинстве случаев в России пока не реализованы (и даже не находятся в стадии "реальной" концептуализации) крупные проекты неиндустриального характера в городах с численностью населения менее 450 - 500 тыс. чел. <4>.

________________

<4> За исключением проектов туристско-рекреационной направленности, для которых наличие в непосредственной близости крупного города не является обязательным, есть прецеденты создания технопарков в областных центрах с численностью населения 200 - 400 тыс. чел., но пока проекты в области создания технопарков не вышли там за рамки локальных офисных центров для компаний, связанных с ВУЗом базирования.


Есть примеры развития проектов в малых и средних городах, приближенных к крупному городскому центру, в сформировавшихся или формируемых городских агломерациях, но в этом случае эксплуатируется ресурс всего агломеративного комплекса.

В настоящий момент именно крупные города являются основными центрами потребления, формируя интенсивную рыночную среду в экономике Российской Федерации. В этом состоит их особая функция в рамках процессов развития экономики России. Крупные города являются точками роста экономики за счет наличия мощных и диверсифицированных рынков труда, товаров и услуг.

В результате того, что новые инвестиционные проекты размещены неравномерно по территории страны, при этом отдельные (сырьевые) индустриальные сектора, развернутые на территории, сохранили высокую глобальную конкурентоспособность, а другие оказались неспособными это сделать, отдельные крупные города имеют больше предпосылок к динамичному росту в соответствии с современными тенденциями городского развития. Набирает силу конкуренция между отдельными центрами по поводу собирания "нового" портфеля ресурсов, так как именно эти ресурсы позволят городам претендовать на функции центров управления основными экономическими процессами на территории в средне- и долгосрочной перспективе.

В связи с этим особую важность получают поиск и выбор механизмов, которые позволяли бы максимально широко использовать существующие эффекты масштаба (а также вытекающий из этого рост доходов населения) и обеспечить долгосрочное воспроизводство секторов потребления, имеющих возможность синергетически влиять на смежные отрасли экономики (например, отрасли промышленности, ориентированные на потребительский спрос, высшее образование, медицина, комплекс инновационных отраслей экономики и т.д.).

Переход в новую фазу развития урбанизированных территорий, а именно к формированию крупных городских агломераций на современных основаниях, является важным процессом и, при грамотном использовании, механизмом в обновлении экономики страны, так как фактически представляет собой работу с масштабом и пространственной структурой экономики. Управление этим процессом является одним из важных механизмов реализации Стратегии развития как отдельных городских центров, так и России в целом.

Кроме того, работа с городскими пространствами в логике агломерирования позволяет создать идеологическую платформу для решения одной из базовых структурных проблем российских городов - их традиционной недоинвестированности как инфраструктурных центров, что было обусловлено требованиями первостепенного развития промышленного производства. "Точкой сборки" городского пространства в СССР являлись промышленные предприятия, при этом вопросы формирования высокоорганизованной урбанистической среды отходили на второй план. Это обстоятельство существенным образом сдерживает полноценное развертывание современных систем управления экономическими процессами, потоками товаров, услуг, капиталов и людей, индустрии создания и внедрения инноваций, значимых культурно-политических центров, обеспечивающих контроль над территориями.

Наиболее крупные и динамично развивающиеся региональные столицы (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и др.) начиная с конца 1990-х гг. пытаются перейти от пространственного развития, ориентированного на требования промышленных производителей, к развитию, ориентированному на гармоничную и привлекательную городскую среду (по крайней мере, этому есть примеры <5>). Достаточно интенсивно (опережающими темпами) в крупнейших городах формируется сектор сложных деловых услуг: юридические, консультационные, маркетинговые, рекламные, финансовые, PR, аудиторские, биржевые и пр. услуги.

________________

<5> Концепция многофункционального развития городских территорий, ориентированного на пешехода, прослеживается в системе требований к застройке г. Москвы, в политике развития пешеходных и торгово-развлекательных зон в Москве, Санкт-Петербурге, в программе комплексной реконструкции исторического центра г. Казани и улучшения его транспортной доступности посредством строительства метро и т.д.


Создание городского пространства и формирование отраслей постиндустриальной экономики предполагает работу по организации условий развития главного ресурса - человеческого, который в развитых странах уже давно превратился в основной инструмент общего экономического развития. Глобальная конкурентоспособность определяется исходя не только из возможности воспроизводить достаточно образованное и здоровое население, но и из возможности "удерживать" данное население на территории (т.е. предоставлять человеку возможность саморазвиваться, получать доступ к основным благам, жить в безопасности и т.д.).

Потоки высококвалифицированных специалистов-профессионалов имеют возможность беспрепятственно мигрировать по всему миру в поисках наиболее удобных точек своей реализации. Такими точками могут быть только крупнейшие города, в подавляющем большинстве уже развивающиеся не как замкнутые городские пространства, а как сложные агломеративные системы, объединяющие города и поселения разного уровня.

В связи с этим вопрос создания устойчивой сети крупных городов в Российской Федерации, с учетом гигантской дискретности хозяйственной деятельности на 70% территории государства, приобретает стратегическую важность не только в экономическом, но и в геополитическом смысле.

II. Анализ существующей ситуации в городе Чебоксары


Анализ существующей ситуации будет рассмотрен в двух проекциях: социально-экономической и планировочной.

Социально-экономическая проекция

1. Чебоксары - город с благоприятной демографической ситуацией: численность населения Чебоксар в последнее десятилетие остается относительно стабильной.

1.1. Население города росло скачкообразно, его рост напрямую коррелирует с этапами промышленного освоения: до 1926 г. численность населения города Чебоксары не превышала 9 тыс. чел., к 1962 г. составляла 134 тыс. чел., в 1970 г. - 209 тыс. чел., в 1989 г. - 419 тыс. чел. В 2008 г. население города составило 456 тыс. чел.

Потенциал сохранения благоприятной демографической ситуации в городе Чебоксары

Численность населения Чебоксар в последнее десятилетие остается относительно стабильной, что выделяется на общероссийском фоне сокращения населения. Данный тренд объясняется благоприятной демографической ситуацией и положительным до последнего времени сальдо миграции.

В городе Чебоксары имеет место положительный коэффициент естественного движения населения. Современный высокий уровень рождаемости и одновременно низкий уровень смертности объясняется наложением ряда благоприятных тенденций. В Чебоксарах в наиболее активном репродуктивном возрасте (20 - 29 лет) в 2008 г. находилось 90,5 тыс. чел., или 20% населения города, что на 16 тыс. чел. больше, чем в 2000 г., и является максимумом за всю историю города. Именно с этим связано то, что, несмотря на низкий суммарный коэффициент рождаемости (1,1 - 1,2 в 2000-х гг.), в городе отмечается общий рост рождаемости. Одновременно в Чебоксарах в 2008 г. отмечается относительно небольшое число лиц старше 70 лет, для которых характерны наиболее высокие возрастные коэффициенты смертности. В 2008 г. таковых было около 26 тыс. чел., или 5% от населения города. В настоящее время в пенсионном возрасте находятся малочисленные поколения чебоксарцев, рожденные в годы войны. Дополняет "благоприятную картину" смертности отток горожан в пенсионном возрасте из города к прежним местам жительства в сельских районах республики.

Особенности развития миграционной ситуации в городе Чебоксары

После распада СССР территории крупных городов были точками относительной устойчивости на фоне разворачивавшегося социально-экономического кризиса конца 80-х - начала 90-х гг., что определило существенный приток населения из села в город. Движение населения из села в города является важным для города Чебоксары процессом с точки зрения вклада в сохранение численности населения города. Плотная система сельского расселения Чувашии, по сути дела, компенсировала отток населения из Чебоксар. В последнее время ситуация меняется (с 2002 г. сальдо миграции близко к нулю) - миграционный обмен Чебоксар с территорией Чувашской Республики становится отрицательным. В результате безвозвратной миграции за 2000 - 2007 гг. Чебоксары в целом увеличили свое население на 2,4 тыс. чел. Вместе с тем с 2005 г. отмечается миграционная убыль населения (-1,6 тыс. чел. за 2005 - 2007 гг.), которая имеет все основания для продолжения, но в долгосрочной перспективе сопредельные территории рассматриваются как потенциально отдающие.

Оценка территориальной и образовательной структуры миграционного движения позволяет сделать следующие выводы: город отдает квалифицированные трудовые ресурсы (образование: высшее и неполное высшее, среднее специальное), а получает преимущественно граждан с низким уровнем образования (образование: основное и ниже, среднее). Наибольшие показатели миграционного оборота отмечаются с соседними крупными регионами (Татарстан, Нижегородская область и Марий Эл), а также с Москвой и Московской областью и составляют 300 - 400 чел. в год (на каждый регион).

2. Чебоксары - город с промышленной специализацией, сложившейся в советский период: базовый сектор представлен предприятиями традиционной индустрии, слабо развит сектор услуг, рынок труда мало дифференцирован.

2.1. Экономика города Чебоксары исторически формировалась на базе крупных промышленных предприятий.

2.1.1. Начало бурного промышленного освоения было связано с эвакуацией в г. Чебоксары промышленных предприятий во время Великой Отечественной войны: оборонные предприятия Ленинграда, производства легкой промышленности (текстильные, хлопчатобумажные цеха), Харьковский (ныне Чебоксарский) электроаппаратный завод и др. Впоследствии город неоднократно становился местом строительства крупных промышленных предприятий, что способствовало росту его промышленного потенциала. Наиболее крупным промышленным предприятием города в 80-е гг. стал завод промышленных тракторов и ряд предприятий, которые входили в систему его обслуживания. К 1991 г. в городе сложилась экономика промышленного типа с преобладанием отраслей машиностроения и электротехники; кроме того, сформировался крупный строительный комплекс, обслуживающий значительные объемы промышленного и жилищного строительства.

2.1.2. Сегодня в структуре экономики города ведущую роль занимает промышленное производство. За период 2004 - 2007 гг. произошел более чем двукратный рост в отрасли промышленности. В 2007 г. было произведено товаров и услуг на 130 млрд. руб., где на долю обрабатывающих производств приходится 39%, или 51 млрд. руб. Доля обрабатывающих производств в обороте организаций составляет 41% (без учета малого бизнеса), доля в структуре городской занятости - 34% (без учета малого бизнеса).

2.1.3. Значительных изменений в специализации экономики города за последние 15 лет не произошло. На современном этапе развития базовый сектор экономики города Чебоксары формируют такие отрасли городской экономики, как машиностроение и металлургия, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования: в совокупности на их долю приходится 54% промышленного производства <6>.