Цель Программы - обеспечение функционирования в экономике Свердловской области к 2020 году 700 тыс. модернизированных и новых рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях, в том числе:
в промышленности (без учета Общероссийского классификатора видов экономической деятельности DA, DI, E) (далее - ОКВЭД) - 229 тыс. мест;
в агропромышленном комплексе - 10,4 тыс. мест;
в лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этой области - 3,0 тыс. мест;
в торговле и услугах - 75,8 тыс. мест;
в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, включая предоставление коммунальных услуг, - 58,5 тыс. мест;
в строительном комплексе - 63,5 тыс. мест;
на транспорте, включая транспортно-логистический комплекс, связь и информационные технологии, - 100,6 тыс. мест;
в финансовом секторе - 3,1 тыс. мест;
в секторе научных исследований и разработок - 10,0 тыс. мест;
в социальной сфере - 146,1 тыс. мест, из них в образовании - 68,2 тыс. мест, в здравоохранении - 64,2 тыс. мест, в культуре и искусстве - 5,5 тыс. мест, в физической культуре и спорте - 2,2 тыс. мест, в социальных услугах - 6 тыс. мест.
Основными задачами Программы являются:
1) рост производительности труда - увеличение производительности труда к 2018 году не менее чем в 1,5 раза к уровню 2011 года;
2) рост объемов инвестиций - увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов валового регионального продукта к 2015 году и до 27 процентов к 2018 году;
3) рост доли высокотехнологичного сектора - увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте к 2018 году в 1,3 раза к уровню 2011 года;
4) рост доли высококвалифицированных кадров - увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников до 33,4 процента;
5) рост заработной платы в целом по экономике:
увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
рост заработной платы работников социальной сферы:
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в Свердловской области;
доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в Свердловской области;
повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в Свердловской области;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), до 100 процентов от средней заработной платы в Свердловской области;
повышение средней заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, до 200 процентов от средней заработной платы в Свердловской области.
Рисками реализации Программы являются:
1) минерально-сырьевая база. Современное состояние минерально-сырьевой базы металлургического комплекса области по всем видам полезных ископаемых (кроме титаномагнетитовых руд и флюсовых известняков) является неудовлетворительным и не обеспечивает предполагаемое развитие металлургических предприятий без завоза минерального сырья извне. Особенно острым является дефицит хромовых и марганцевых руд. Дефицитными являются также медные руды, сырье для производства твердых сплавов и в первую очередь вольфрама. Кроме того, некоторые виды металлургического сырья, месторождения которых имеются на территории области, отличаются дорогостоящим подземным способом добычи (бокситы) или низким содержанием в руде основного компонента (марганцевые руды);
2) недостаточность собственной топливной базы для развития энергетики. В Свердловской области имеются собственные топливно-энергетические ресурсы, но объем их запасов невелик. Местная добыча угля покрывает потребности области в котельно-печном топливе на 1 процент и будет полностью прекращена в 2014 - 2015 годах. Подавляющая часть энергетического угля завозится из Экибастуза (Казахстан). Имеются разведанные запасы нефти на северо-востоке области, но их разработка не ведется. Ресурсы собственного газа позволяют рассматривать перспективы сооружения новой электростанции мощностью порядка 1500 МВт вблизи месторождения либо ориентировать их на нужды малой распределенной энергетики на сжиженном природном газе или в виде компримированного газа, исключающие необходимость сооружения газопроводов. На территории Свердловской области располагаются существенные запасы торфа (более 3 млрд. т у. т.). Возможный уровень добычи торфа по Свердловской области составляет 10 млн. тонн, но его добыча и использование на топливные нужды на протяжении длительного периода сокращались. В структуре топливного баланса электростанций области (с учетом топливного коэффициента атомной электростанции) на долю угля приходится 41 процент, газа - 50 процентов, ядерного топлива - 6 процентов, прочих видов топлива - 3 процента от общего объема потребляемых топливных ресурсов, при этом почти 99 процентов электроэнергии Свердловской области вырабатывается на ввозимом топливе. Таким образом, Свердловская область зависит от возможностей приема энергетического топлива из других регионов России и по импорту из Казахстана;
3) состояние основных производственных фондов в электроэнергетике. Баланс электрической мощности энергосистемы Свердловской области является избыточным, в силу этого энергомощности генерирующих станций, вводимых в перспективе, предназначены в том числе для передачи в соседние энергосистемы. Однако имеются следующие серьезные проблемы в сфере генерации электроэнергии, представляющие угрозу долгосрочному развитию экономики Свердловской области: высокая степень физического износа энергетического оборудования, на данный момент более 60 процентов оборудования выработало ресурс, но оно все еще находится в эксплуатации; невысокая экономичность (коэффициент полезного действия равняется 34 - 35 процентам, в странах Европы коэффициент полезного действия составляет 40 процентов); ограничение конденсационной мощности в летний период из-за нехватки водных ресурсов.