ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 17 апреля 1992 года N 143-III
ОБ ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РМЭ от 13.03.2001 N 7-З.
____________________________________________________________________
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 30.09.1993)
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества человека и природы и направлен на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, охрану природной среды, обеспечение приоритета экологических интересов.
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения и иного нерационального использования подлежат:
- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная естественная растительность, типичные и редкие ландшафты, животный мир, рыбные запасы и водные организмы, атмосферный воздух;
- природные заповедники, заказники, природные парки, памятники природы, пригородные зеленые зоны и курортные местности, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные;
- естественные экологические системы, климат, озоновый слой.
Граждане Республики Марий Эл имеют право на проживание в благоприятной для жизни и здоровья природной среде, охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности, аварий, катастроф, стихийных сил природы.
Это право обеспечивается:
- государственным контролем за состоянием окружающей среды, планированием и нормированием ее качества, мерами по ее оздоровлению, предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- соблюдением экологических требований при размещении предприятий, сооружений и иных объектов народного хозяйства, оказывающих воздействие на окружающую среду;
- социальным и государственным страхованием граждан, созданием государственных и общественных страховых и иных фондов помощи, организации медицинского обслуживания, созданием сети профилакториев, домов отдыха, санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений;
- правом граждан на пользование землей, общераспространенными полезными ископаемыми, водными и лесными ресурсами, занятие охотой и рыболовством, туризмом и другими видами природопользования, предусмотренными законодательством;
- возмещением в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды, происшедших аварий, катастроф, стихийных бедствий или нарушением прав граждан на использование природной среды.
Осуществляя хозяйственную, управленческую и иную деятельность, оказывающую влияние на состояние природной среды, Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, министерства и ведомства, государственные, кооперативные, общественные предприятия, объединения, организации и граждане, иностранные юридические и физические лица обязаны руководствоваться:
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни и труда;
- приоритетом экологических интересов республики над экономическими в разумном сочетании, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей граждан, реальные гарантии их прав на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
- плановым, комплексным, рациональным использованием природной среды с учетом законов развития природы, потенциальных возможностей экологической среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения вредных, необратимых последствий для природной среды и здоровья человека;
- строгим соблюдением требований природоохранного законодательства;
- гласностью и связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
- сочетанием региональных мероприятий с международным сотрудничеством в охране природной среды.
Для организации эффективной и целенаправленной деятельности по обеспечению качества окружающей среды в длительной перспективе разрабатываются экологические программы республики, городов, районов, предусматривающие меры охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Законодательство об охране природной среды состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Республики Марий Эл и Российской Федерации, регулирующих природоохранительные отношения.
Управление охраной окружающей природной среды осуществляется для организации и выполнения мер по обеспечению качества окружающей природной среды и реализации экологических программ.
Государственное управление охраной природной среды в Республике Марий Эл осуществляется Правительством Республики Марий Эл, местными администрациями, Министерством экологии и природопользования Республики Марий Эл и его органами на местах, другими специально уполномоченными органами охраны природы.
Ведению Республики Марий Эл в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
- определение экологической политики и обеспечение ее единства с экономической и социальной политикой республики под приоритетом охраны здоровья и благополучия населения;
- утверждение экологической программы и разработка приоритетных направлений охраны окружающей природной среды в республике;
- разработка основных положений рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, утверждение актов экологического законодательства;
- установление единого порядка учета, оценки природных ресурсов, ведение государственных природоресурсных кадастров;
- утверждение единых санитарно-гигиенических норм охраны окружающей среды и основных нормативов природопользования и качества окружающей среды;
- планирование охраны окружающей природной среды, разработка республиканских, комплексных, целевых программ, материально-технического обеспечения и финансирования планов, программ, мероприятий;
- обеспечение единой системы экологической службы управления и контроля за охраной окружающей природной среды;
- проведение государственной экологической экспертизы проектов и программ;
- установление единой методики исчисления платы за пользование природными ресурсами и выбросы вредных веществ;
- образование и расходование фондов охраны окружающей природной среды;
- принятие решения о приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных хозяйственных объектов;
осуществление единой методологии экологического воспитания и образования;
- организация сотрудничества в области охраны окружающей природной среды с другими регионами страны.
Органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды выполняют свою деятельность на основе широкой гласности и связи с общественными организациями и населением.
Ведению местных администраций подлежат:
- определение экологической политики района (города) и обеспечение ее единства с экономической и социальной политикой республики под приоритетом охраны здоровья и благополучия населения;
- утверждение экологической программы и разработка приоритетных направлений охраны окружающей природной среды в районе (городе);
- планирование охраны окружающей природной среды, разработка районных (городских) целевых программ, материально-технического обеспечения и финансирования планов, программ, мероприятий;
- образование и расходование фондов охраны окружающей природной среды в пределах полномочий, предоставленных Правительством Республики Марий Эл;
- внесение предложений Правительству Республики Марий Эл о приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных хозяйственных объектов;
- осуществление единой методологии экологического воспитания и образования.
Местные администрации в области охраны окружающей природной среды выполняют свою деятельность на основе широкой гласности и связи с общественными организациями и населением.
Выдача разрешения на природопользование производится местными администрациями, а также государственными органами по охране природы на основании ходатайства (заявки) и материалов согласования условий природопользования с органами государственного надзора.
Аннулирование разрешений на природопользование производится государственным органом по охране природы, выдавшим разрешение, или местной администрацией в пределах ее компетенции в случаях:
а) миновании надобности в природопользовании или отказа от него;
б) ликвидации предприятий, организаций или учреждений, которым выданы разрешения;
в) истечения срока разрешения на природопользование, а также если природопользователь использует природные ресурсы не в соответствии с той целью, для которой они предоставлены;
г) катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей среды в регионе по вине природопользователя;
д) нарушения действующего законодательства, норм и правил эксплуатации по объектам природной среды, несоблюдения пользователем условий (экологических требований и ограничений), установленных разрешением.
Разрешение пересматривается в случае:
а) катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей среды в регионе по независящим от природопользователя причинам;
б) изменения номенклатуры продукции и технологии, вызывающего отрицательное воздействие на качество окружающей среды, не предусмотренного действующим разрешением, в месячный срок после предоставления подтверждающих материалов;
в) изменения действующих нормативов природопользования (в сроки, установленные органом ранее выдавшим разрешение).
Природопользователь вправе пользоваться природными ресурсами только в тех целях, для которых они предоставлены.
Право на пользование природными ресурсами возникает у пользователя со дня выдачи разрешения на природопользование и кончается в указанный в разрешении срок.
До истечения установленного срока действие разрешения на природопользование (но не позднее, чем за месяц до конца срока), пользователь обращается в орган, выдавший разрешение, с ходатайством о продлении срока его действия.
При вовлечении природных ресурсов в использование или при воздействии на окружающую среду без соответствующего разрешения, а также при несоблюдении условий природопользования, установленных в разрешении, к виновным применяются санкции, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл в координации с органами Государственной статистики, министерствами, ведомствами - ресурсораспределителями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, осуществляют их социально-экономическую оценку и устанавливают ресурсоемкость территории.
На Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл и другие природоохранительные органы возлагается ведение государственных земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Текущее и долгосрочное планирование природопользования и охраны окружающей природной среды проводится в составе государственных планов экономического и социального развития Республики Марий Эл на основе Государственной экологической программы и генеральной схемы размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства.
Территориальное планирование природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется Советами народных депутатов.