(с изменениями на 5 декабря 2023 года)
(в ред. Законов Республики Ингушетия от 03.02.2015 N 2-РЗ, от 12.12.2015 N 64-РЗ, от 01.06.2016 N 20-РЗ, от 29.12.2016 N 62-РЗ, от 03.09.2018 N 33-РЗ, от 03.07.2019 N 24-РЗ, от 18.09.2020 N 35-РЗ, от 18.09.2020 N 36-РЗ, от 01.06.2021 N 23-РЗ, от 30.09.2021 N 44-РЗ, от 05.03.2022 N 7-РЗ, от 29.04.2022 N 17-РЗ, от 13.07.2022 N 39-РЗ, от 02.02.2023 N 16-РЗ, от 05.12.2023 N 79-РЗ)
Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
30 января 2014 года
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере образования в Республике Ингушетия в пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации.
1. Законодательство в сфере образования в Республике Ингушетия основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Ингушетия и состоит из Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, других законов Республики Ингушетия и иных нормативных правовых актов Республики Ингушетия.
2. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия, должны соответствовать нормам настоящего Закона, иных законов Республики Ингушетия и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации в сфере образования.
3. На граждан, проходящих государственную гражданскую службу Республики Ингушетия на должностях педагогических и научно - педагогических работников, а также на граждан, проходящих государственную гражданскую службу Республики Ингушетия и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о государственной службе.
4. Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, в каком они определены в Федеральном законе.
1. К полномочиям Народного Собрания Республики Ингушетия в сфере образования относятся:
1) законодательное регулирование отношений в сфере образования;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Ингушетия в сфере образования;
3) - 4) утратили силу. - Закон Республики Ингушетия от 03.02.2015 N 2-РЗ;
5) утверждение единых методик распределения субвенций местным бюджетам из бюджета Республики Ингушетия в сфере образования;
6) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.
2. К полномочиям Правительства Республики Ингушетия в сфере образования относятся:
1) утверждение программ развития образования в Республике Ингушетия;
2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций, находящихся в ведении Республики Ингушетия;
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в государственных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, устанавливаемыми постановлениями Правительства Республики Ингушетия;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.02.2015 N 2-РЗ)
4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Республики Ингушетия;
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Республики Ингушетия;
6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;
7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Республики Ингушетия;
9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Республики Ингушетия;
10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Республики Ингушетия учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 18.09.2020 N 36-РЗ)
11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне Республики Ингушетия;
12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
12.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
(п. 12.1 введен Законом Республики Ингушетия от 30.09.2021 N 44-РЗ)
13) утратил силу. - Закон Республики Ингушетия от 03.02.2015 N 2-РЗ;
14) определение случаев и порядка обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Ингушетия;
15) определение случаев и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Ингушетия;
16) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.
3. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющего управление в сфере образования, относятся:
1) разработка и реализация программы развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Ингушетия;
2) принятие участия в проведении экспертизы примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
3) осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций Республики Ингушетия в порядке, установленном действующим законодательством;
4) принятие участия в проведении экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Ингушетия, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов Российской Федерации на родном языке;
5) принятие участия в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке;
6) формирование аттестационной комиссии, осуществляющей проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Ингушетия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
7) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Республики Ингушетия;
8) установление формы и порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации;
9) осуществление аккредитации общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территории Республики Ингушетия;
10) осуществление организации формирования и ведения региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
11) установление случаев и порядка индивидуального (конкурсного) отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;
12) представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
13) обеспечение предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;