Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (с изменениями на 5 марта 2018 года)



Таблица 5



Сводные характеристики ключевых внутренних и внешних возможностей и ограничений развития Республики Дагестан


(в ред. Закона Республики Дагестан от 12.11.2015 N 89)

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Ограничения

1

2

3

4

Рынок

1. Значительный вклад торгового комплекса в экономику республики.

2. Увеличение спроса на строительные услуги и материалы.

3. Востребованность ряда продуктовых позиций промышленного комплекса на внутрироссийском и международном рынке.

4. Высокий потенциал развития торгово-транспортно-логистического комплекса во взаимосвязи с развитием промышленного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического комплексов.

5. Высокий туристско-рекреационный потенциал республики.

6. Потенциал развития социально-инновационного комплекса.

7. Рост инвестиционной привлекательности ряда отраслей республики.

1. Низкий платежеспособный спрос населения.

2. Низкий уровень организации отношений в сфере торговли.

3. Низкая эффективность конкурентной среды для предотвращения монополизации отдельных секторов рынка.

4. Отсутствие системы продвижения на потребительский рынок республики продукции отечественных и местных товаропроизводителей.

5. Недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных и транзитных направлениях.

6. Неполная загрузка производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса республики.

7. Недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции.

1. Развитие транзитного и экспортного потенциала республики.

2. Расширение взаимовыгодного сотрудничества, развитие всесторонних связей с прикаспийскими государствами.

3. Выстраивание активных взаимоотношений с Федеральным центром и федеральными полюсами роста.

4. Интеграция в отношении развитых и развивающихся

государств (BRICS).

5. Соединение основных туристических центров СКФО автодорожной инфраструктурой между собой, а также с курортами Краснодарского края и Абхазии.

6. Укрепление позиций республики на российском рынке за счет увеличения доли ряда продуктовых позиций в общероссийском производстве.

7. Участие предприятий и сельхозтоваропроизводителей республики в федеральной программе импортозамещения.

1. Сложная геополитическая ситуация вокруг региона.

2. Низкая инвестиционная привлекательность региона.

3. Негативный имидж региона.

4. Низкая деловая репутация дагестанского бизнеса.

5. Несовершенство внешней и внутренней торговой политики (экспансия импорта по ряду продуктовых позиций, производимых республикой, введение отдельными государствами санкций по отношению к Российской Федерации.

Административный капитал

8. "Новая" управленческая команда (Глава Республики Дагестан и Правительство Республики Дагестан), пользующаяся поддержкой Федерального центра.

9. Высокая активность властей в создании условий для развития региона.

10. Наличие системы региональных государственных и ведомственных программ.

11. Уход от административных форм поддержки сельского хозяйства.

12. Высокая проработанность организационно-правового обеспечения строительной сферы.

13. Законодательная поддержка развития социальной сферы на республиканском уровне.

14. Реализация приоритетных проектов развития Республики Дагестан по ключевым направлениям.

8. Высокая дотационность республиканского и местных бюджетов.

9. Коррупция в системе государственного и муниципального управления.

10. Высокая доля теневой экономики.

11. Административные барьеры, демотивирующие субъекты предпринимательской деятельности проводить легализацию бизнеса.

12. Отсутствие системного подхода к управлению экономикой и концентрированной ответственности органов власти за развитие экономических комплексов.

13. Низкое качество институциональной среды.

14. Дробность административно-территориального устройства и сильная дифференциация территорий по уровню развития.

15. Отсутствие достаточных объемов средств для реализации государственных программ республики.

16. Низкое качество судебной власти - разрешение конфликтов и решение проблем безопасности на основе существующих неформальных законов.

17. Консервация земельного вопроса (внеформальное регулирование земельных отношений).

18. Низкий уровень развития систем обеспечения безопасности (в том числе функционирования энергетических объектов).

19. Низкий уровень координации органов управления транспортной системой, что в свою очередь отрицательно влияет на использование всего производственного потенциала.

20. Террористическая угроза.

8. Определение стратегического курса развития республики в рамках российской, отраслевых стратегий и Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

9. Создание комплексного института развития Республики Дагестан.

10. Увеличение доли участия Республики Дагестан в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.

11. Развитие инструментов государственно-частного партнерства (во взаимодействии с Внешэкономбанком и другими институтами развития, в том числе международными) с целью модернизации экономики.

12. Развитие побережья Каспийского моря - один из приоритетов развития СКФО.

6. Сложная геополитическая ситуация, которая не позволяет развивать экспортно-импортные отношения с другими странами и регионами.

7. Проблемы в системе финансирования муниципальных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

8. Наличие в приграничном регионе фактора риска и потенциальной опасности международных конфликтов.

Реальный капитал

15. Наличие браунфилдов и гринфилдов для реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах.

16. Наличие в республике всех видов транспорта: воздушного, морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного.

17. Наличие на территории республики единственного в России незамерзающего морского торгового порта.

18. Наличие потенциала использования пустующих земель для пашен и пастбищ (около 30% от всех земель сельскохозяйственного назначения).

19. Наличие производств почти всех основных строительных материалов.

20. Высокий потенциал развития интермодальных пассажирских и грузовых перевозок в республике.

21. Высокий потенциал объединения основных туристско-рекреационных объектов в единое транспортное пространство.

22. Высокий потенциал развития строительства (для обеспечения качественного развития экономики республики).

21. Высокий уровень износа основных фондов и их неэффективное использование.

22. Высокий уровень энергоемкости экономики республики по сравнению со среднероссийскими показателями.

23. Недостаточное количество инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок.

24. Отсутствие частных инвестиций в высокотехнологичное производство.

25. Состояние и темпы развития автодорог в республике, не соответствующие темпам автомобилизации.

26. Неразвитость сферы транспортно-логистического обслуживания.

27. Высокая доля транспортно-логистических затрат в себестоимости продукции.

28. Низкое качество учета площадей пастбищ, сенокосов и пашен.

29. Угроза неполного покрытия растущего дефицита энергопотребления.

30. Отсутствие мусороперерабатывающих и низкая эффективность очистных комплексов в республике.

31. Сокращение числа объектов туристско-рекреационной сферы.

32. Низкая обеспеченность жителей республики объектами социальной инфраструктуры.

33. Низкое качество услуг ЖКХ.

34. Труднодоступность многих горных территорий и низкий уровень благоустройства села.

35. Низкий уровень обеспеченности жильем (особенно городское население).

36. Высокий процент ветхого и аварийного жилья.

37. Недостаточное стимулирование торговли в приоритетных секторах (промышленность и АПК).

38. Неадекватный рост цен на землю под застройку.

13. Создание особых экономических зон федерального и регионального уровня (портовая, промышленно-производственная, туристско-рекреационная).

14. Реализация экономического и транзитного потенциала республики.

15. Интеграция транспортно-логистического узла республики в структуру международных транспортных коридоров "Восток - Запад" и "Север - Юг".

16. Создание социальной инфраструктуры и инженерного обустройства территорий.

17. Запуск совместных инвестиционных проектов с технологическими лидерами.

9. Риск перегруженности транспортной системы республики и пограничных пропускных пунктов ожидаемым увеличением транзитного потока.

10. Угроза потери квалифицированных трудовых ресурсов.

Финансовый капитал

23. Наличие и разработка новых программ и инвестиционных проектов для привлечения финансовых ресурсов в республику.

24. Наличие регионального залогового фонда.

25. Наличие сформированной законодательной базы для создания благоприятного инвестиционного климата.

26. Внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

27. Коммерциализация ряда услуг социальной сферы.

39. Высокие транспортные тарифы.

40. Низкая собираемость налогов.

41. Недостаток собственных финансовых ресурсов.

42. Недостаточное присутствие федеральных финансовых институтов.

43. Недостаточная развитость институтов привлечения инвестиций.

44. Отсутствие обеспечения правовой защиты инвестиций.

45. Низкая доступность ипотечных кредитов.

46. Отсутствие эффективных схем управления финансовыми ресурсами.

47. Нецелевое использование государственных финансовых ресурсов.

48. Низкий процент возврата по кредиту.

49. Высокая стоимость кредитных ресурсов и, как следствие, затрудненный доступ предприятий реального сектора экономики к кредитным средствам.

18. Повышение собираемости налогов.

19. Разработка мер финансовой поддержки с помощью рыночных и государственных механизмов.

20. Развитие систем федерального и регионального лизинга.

21. Участие иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов.

22. Участие капитала соотечественников, живущих за пределами Дагестана.

11. Низкая оценка инвестиционной привлекательности региона.

Инновационно-технологический капитал

28. Наличие потенциала для развития наукоемких производств.

29. Наличие отдельных институтов развития инноваций (ДНЦ РАН, бизнес-инкубатор, вузы, технопарки, индустриальные парки).

30. Наличие программ по развитию и стимулированию инновационной деятельности.

31. Наличие IT-парка.

50. Низкий уровень инновационной активности предприятий.

51. Отсутствие полноценной институциональной инновационной среды.

52. Отсутствие внутреннего платежеспособного спроса на отечественную инновационную продукцию.

53. Недостаток инфраструктурно обустроенных инвестиционных площадок для развития инноваций.

54. Отсутствие профессионально подготовленных специалистов по разработке и экспертизе инновационных проектов.

55. Децентрализованная территориально распределенная инфраструктура приема и распределения грузопотоков.

23. Повышение наукоемкости всех сфер экономики.

24. Использование современных технологий и научных разработок.

25. Сотрудничество с ведущими российскими научными центрами.

26. Расширение участия в федеральных программах инновационного развития.

27. Развитие конкурентоспособных транспортно-логистических технологий.

28. Внедрение систем ресурсо- и энергосбережения с целью повышения энергоэффективности экономики.

29. Создание и развитие индустриальных парков.

12. Увеличение технологического отставания республики от других регионов.

13. Низкий инновационный потенциал АПК.

Природно-ресурсно-пространственный капитал

32. Удачное экономико-географическое положение.

33. Высокий природно-ресурсный потенциал республики.

34. Значительный потенциал возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, геотермальные воды) и наличие технологических разработок.

35. Значительные объемы пресных и минеральных вод.

36. Значительный гидроэнергетический потенциал.

37. Обширные бальнеологические и рекреационные ресурсы в прибрежной зоне и горах.

38. Благоприятные агроклиматические условия в ряде территорий.

56. Высокая территориальная дифференциация уровня развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы.

57. Неблагоприятная экологическая обстановка.

58. Труднодоступность многих горных территорий.

59. Низкий уровень благоустройства в сельской местности.

60. Дефицит пресной воды в ряде северных и восточных территорий.

61. Ухудшение экологии (прогрессирующее загрязнение земель, вод и воздушного бассейна).

62. Низкая эффективность использования природных факторов (земель, воды).

63. Высокая сейсмичность территории.

30. Рост экономического взаимодействия с большинством соседних регионов (в том числе приграничное сотрудничество).

31. Ликвидация диспропорции территориального развития.

32. Создание Махачкалинско-Каспийской агломерации.

33. Повышение качества использования имеющихся природно-климатических условий, интенсификация использования почв.

34. Значительный неосвоенный потенциал природных ресурсов.

35. Высокий спрос на энергетические и минерально-сырьевые ресурсы со стороны соседних регионов и государств.

36. Высокий спрос на качественную и экологически чистую продукцию.

37. Высокий спрос на туристско-рекреационные услуги.

14. Конкуренция со стороны соседних регионов и государств.

15. Сложная геополитическая ситуация вокруг республики, порождающая проявления терроризма.

16. Ограничение возможностей для расширения границ городов.

Информационно-коммуникационный капитал

39. Наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры.

40. Наличие широкополосного доступа к сети "Интернет".

41. Наличие налаженного транспортного сообщения с соседними республиками и государствами.

42. Богатая история развития Дагестана, запечатленная в традициях народов.

43. Высокая инновационная активность (в сравнении с регионами СКФО).

64. Низкий уровень обеспеченности средствами телекоммуникации (телефон, факс, Интернет).

65. Высокая стоимость телекоммуникационных услуг.

66. Низкое качество предоставляемых услуг.

67. Отсутствие комплексной системы информационной поддержки всех отраслей экономики.

68. Негативный имидж республики в средствах массовой информации.

38. Привлечение передовых технологий в республику.

17. Отрицательное воздействие на развитие культуры современной массовой культуры через СМИ, усиление экстремизма.

18. Снижение темпов взаимодействия в силу плохо налаженных информационных каналов связи и информационного сообщения.

Человеческий капитал

44. Благоприятная демографическая ситуация.

45. Высокий процент молодого и здорового населения.

46. Лидерские амбиции и дух предпринимательства населения республики.

47. Относительно низкий уровень урбанизации населения.

48. Относительно низкая стоимость трудовых ресурсов.

49. Потенциал значительного увеличения рабочих мест, обеспечения стабильной и гарантированной заработной платы управленческим кадрам, рабочим и инженерно-техническим работникам.

50. Физкультурно-спортивные традиции.

69. Дефицит и недостаточная квалификация управленческих кадров.

70. Низкий уровень культуры и технологий управления.

71. Недостаточный кадровый потенциал республики для решения амбициозных задач.

72. Низкая обеспеченность техническими специалистами среднего уровня.

73. Дефицит дошкольных и специализированных образовательных учреждений.

74. Низкий средний уровень заработной платы, снижающий престиж большинства квалифицированных специальностей.

75. Межотраслевая дифференциация уровня заработной платы.

76. Отток сельского населения в города.

77. Отрицательное сальдо миграции с соседними регионами.

39. Стимулирование специалистов для привлечения к работе в сельской местности.

40. Реализация мероприятий по созданию "доступной среды" для инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

41. Взаимодействие с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями по вопросам повышения квалификации персонала.

42. Привлечение высококвалифицированных специалистов из других регионов и из-за рубежа.

19. Отток квалифицированных кадров.

20. Низкий уровень номинальной заработной платы по сравнению со средним по России и с регионами СКФО.

21. Отрицательное миграционное сальдо республики.