Недействующий

ЗАКОН

ЯКУТСКОЙ-САХА СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 27 июня 1991 года N 527-XII


О КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 10.12.2001 ПП N 1121-II.
____________________________________________________________________


Принят постановлением
Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
от 27.06.1991 N 528-XII


Настоящий Закон определяет экономические, социальные, правовые принципы организации и деятельности крестьянских хозяйств и их ассоциаций на территории Якутской-Саха ССР.

Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Якутской-Саха ССР, их хозяйственную самостоятельность и содействие деятельности, защиту государством законных интересов и права на свободное кооперирование.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Понятие крестьянского хозяйства


1. Крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Деятельностью на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении земельных участков.

2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

 Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе


1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных органов не допускается, за исключением случаев нарушения землепользователями законодательства.

Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению органами. Споры о возмещении убытков решаются судом.

3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договора, операций по наличному и безналичному расчету.

Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и др.

 Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств


Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги.

РАЗДЕЛ II. СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства


1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Якутской-Саха ССР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве либо сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит Советам народных депутатов, в ведении которых находится земельный участок.

3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также о правах на землю рассматриваются в судебном порядке.

4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

 Статья 5. Условия предоставления земельного участка


1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение решением районного Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохранятся приусадебный надел при доме.

Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. В аренду земельные участки передаются Советами народных депутатов.

2. Право аренды земли удостоверяется договором, заключенным сторонами, который регистрируется в Совете народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

3. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не затрагиваются земли, используемые под усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и прочее.

4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае районным Советом народных депутатов, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых в республике.

5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство и его органы на местах содействуют его первичному обустройству за счет централизованных капитальных вложений. Местные Советы народных депутатов оказывают помощь в возведении производственных объектов и жилья.

 Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства


1. Для организации крестьянских хозяйств районные Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет:

а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;

б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;

в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет;

г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве.

2. Выявленные и включенные в земельный запас для перераспределения угодья взимаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств, иных предприятий, учреждений, организаций районным Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесофонда производится с согласия лесофондодержателя.

3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.

 Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса для ведения крестьянского хозяйства


1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других районов республики на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в Советы народных депутатов по месту расположения земельного участка.

В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, расчет предполагаемого размера и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при аренде - и срок использования.

Районный Совет народных депутатов направляет указанное заявление в земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель.

2. Решение о предоставлении земельного участка принимает районный Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут административную ответственность в судебном порядке в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей.

3. Решение районного Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в исковом порядке.

 Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств


1. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза, работника совхоза определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли.

2. Каждый член колхоза, работник совхоза, в том числе ушедший на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 20 лет, имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля члена колхоза, работника совхоза определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста сумм непогашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяется между членами колхоза, работниками совхоза, что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза или совхоза. Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций.

3. Член колхоза, работник совхоза имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Работник, выделяющийся на самостоятельное хозяйствование, может увеличить размер земельного надела за счет аренды. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного земельных участков. Участок выделяется по возможности ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза или совхоза.

Владелец доли (акций) имеет право передать ее по наследству. Колхоз, совхоз обязаны по желанию работника выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до 10 лет при выходе на пенсию. Работник, выходящий на пенсию, имеет право на свою долю (акции) с последующей продажей другим членам хозяйства.

4. Граждане, являющиеся членами колхоза, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств) пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз, совхоз или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия передают материалы в местный Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей, в порядке определенном п. п. 2, 3 статьи 7.

При отказе выделения колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия, сельский Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка.

Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в судебном порядке.

 Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства


1. Крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.

2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.

3. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.

РАЗДЕЛ III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ

 Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство


1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненно наследуемого владения, предоставляется право:

а) самостоятельно хозяйствовать на земле;

б) использовать в установленном порядке только для нужд этого хозяйства на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф;

в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;

г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;

е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу;

ж) передать земельный участок по наследству;

з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.

2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право:

а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

б) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором аренды и с согласия владельца земли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»