ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 15 января 1997 года З N 151-I
О НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1997 ГОД
(в ред. Законов РС(Я) от 12.03.1997 З N 165-I; от 20.11.1997 З N 201-I)
Принят постановлением
Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 15.01.1997 З N 152-I
На территории Республики Саха (Якутия) действуют законы Российской Федерации:
- "Об основах налоговой системы в Российской Федерации";
- "О налоге на добавленную стоимость";
- "Об акцизах";
- "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
- "О налоге на имущество предприятий";
- "О налогах на имущество физических лиц";
- "О подоходном налоге с физических лиц";
- "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения";
- "О государственной пошлине";
- "О недрах";
- "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
- "О дорожных фондах в Российской Федерации";
- "О плате за землю";
- "Об инвестиционном налоговом кредите";
- "О соглашениях о разделе продукции"
и соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями к ним, Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия)".
Закон "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1997 год" представляет собой сводный нормативно-правовой акт, определяющий размеры налоговых ставок, характер налоговых льгот по видам налогов и категориям налогоплательщиков, а также устанавливающий общий порядок предоставления и отмены налоговых льгот в Республике Саха (Якутия).
В отношении настоящего закона понятия и термины используются в следующих значениях:
1. Налоги и обязательные платежи
Налоги и обязательные платежи, входящие в налоговую систему Российской Федерации, являются источниками формирования федеральных, республиканских и местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Налогом признается обязательный денежный взнос, уплачиваемый в соответствии с налоговым законодательством для финансирования бюджетных или иных расходов, утверждаемых соответствующими федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти.
Обязательным платежом признается обязательный сбор, уплачиваемый в соответствии с налоговым законодательством при совершении (предоставлении) уполномоченными лицами (государственными учреждениями, должностными лицами) в интересах налогоплательщика определенных действий (услуг) либо признания за ним прав на осуществление (совершение) определенных видов деятельности или действий.
2. Налоговая льгота
Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом и налоговым законодательством Российской Федерации, возможность уменьшения подлежащей уплате суммы платежа посредством применения вычета из налогового платежа, уменьшения налогооблагаемой базы, изъятия из обложения определенных элементов объекта налогообложения, понижения налоговых ставок, частичного или полного освобождения от уплаты налога и сбора отдельных категорий налогоплательщиков, влекущая за собой уменьшение доходной части бюджета.
Налоговая льгота предоставляется по федеральным, республиканским, местным налогам в части, зачисляемой в республиканский и местный бюджеты.
3. Налогоплательщики
Налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возлагается обязанность уплачивать налог или обязательный платеж и выполнять другие обязанности в соответствии с действующим законодательством.
К налогоплательщикам приравниваются третьи лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по удержанию и уплате налога или обязательного платежа вместо налогоплательщика и за его счет, в том числе российские предприятия, имеющие договорные отношения с иностранными партнерами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации, при условии, что в результате таких отношений у иностранного партнера появляется предусмотренный федеральным налоговым законодательством объект налогообложения.
4. Бюджетное предприятие
Бюджетным предприятием признается юридическое лицо, основная деятельность которого полностью или частично финансируется за счет средств государственного бюджета на основе сметы доходов и расходов.
5. Субъекты малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства - это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и далее - по Закону Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
1. Установить по налогу на прибыль следующие ставки:
а) 43 процента для банков, кредитных учреждений, бирж (кроме фондовых бирж, фондовых отделов бирж), брокерских контор, массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, на стадионах и в других помещениях, число посадочных в которых превышает две тысячи;
б) 35 процентов для:
- всех остальных юридических лиц, являющихся плательщиками налога на прибыль согласно действующему законодательству, за исключением видов деятельности, предусмотренных статьей 5 настоящего закона;
- уполномоченных банков, перечень которых согласовывается с Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн);
в) 16 процентов для предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, геологоразведочных предприятий, золотодобывающих и оловодобывающих предприятий;
г) 13 процентов для предприятий всех форм собственности нефтяной и нефтеперерабатывающей, лесозаготовительной и деревообрабатывающей, мебельной, пищевой, легкой и кожевенно-обувной отраслей промышленности, для зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия) инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию, а также для профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензию по ведению реестра владельцев ценных бумаг и депозитарной деятельности, аптечных учреждений (предприятий), ГПП "Сахафармация" и ГПТП "Медтехника".
(в ред. Закона РС(Я) от 12.03.1997 З N 165-I)
2. Освободить от уплаты налога:
а) прибыль, полученную хозяйствующими субъектами - лизингодателями от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия на один год и более;
б) коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения и инвестиционные институты на сумму прибыли в объемах, направляемых на образование специального фонда льготного финансирования жилищного строительства, прибыль от предоставления кредитов на срок один год и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров), на сумму доходов от представленных кредитных ресурсов на досрочный завоз грузов по номенклатуре государственных нужд, утвержденной Правительством Республики Саха (Якутия) при ставке финансирования не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
в) прибыль банков от осуществления государственных программ, утвержденных Правительством Республики Саха (Якутия);
(в ред. Закона РС(Я) от 12.03.1997 З N 165-I)
г) прибыль кочевых родовых общин, совхозов и коллективных предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, полученную от добычи полезных ископаемых и направленную на финансирование традиционных отраслей производства;
д) предприятия алмазообрабатывающей, камнеобрабатывающей и ювелирной отраслей промышленности, а также предприятия по сборке телевизоров, бытовой техники, производству бытовой химии от уплаты налога на прибыль в течение трех лет после ввода их в эксплуатацию с направлением средств на развитие производства. Для предприятий, работающих более трех лет с момента ввода, установить ставку налога на прибыль в размере 13 процентов;
е) прибыль предприятий Управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия);
ж) прибыль от предпринимательской деятельности учреждений образования, науки и культуры; органов статистики, оказывающих информационные услуги; предприятий здравоохранения, оказывающих медицинские услуги населению, а также занимающихся профилактическим лечением; услуги санитарно-эпидемиологических служб, при условии их направления на развитие материально-технической базы перечисленных учреждений и предприятий;
з) прибыль, не относящуюся к основной деятельности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности в части средств, направляемых на покрытие убытков, полученных от производства и реализации сельскохозяйственной продукции (при условии, если объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов от общего объема), а также направляемых на развитие собственного производства;
и) прибыль, полученную благотворительными фондами, общественными и профсоюзными организациями, при условии направления ее на уставную деятельность;
к) прибыль предприятий общественного питания, реализующих продукцию собственного производства, при условии, если объем реализации собственной продукции составляет не менее 70 процентов от общего объема;
л) прибыль от торговой деятельности, полученную от реализации продукции технического назначения и товаров народного потребления арктических улусов и родовых общин;
м) прибыль, полученную от деятельности фонда содействия приватизации, демонополизации и поддержки предпринимательства и улусных (городских) фондов поддержки предпринимательства, при условии их направления на реализацию целей и задач, предусмотренных Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства";
н) прибыль, полученную от деятельности Фонда реализации программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), как предприятия, осуществляющего государственную программу, утвержденную Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия);
о) прибыль, полученную от торговой деятельности Управлением федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия), с направлением высвобождающихся средств на покрытие убытков от основной деятельности;
п) прибыль предприятий по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, касающихся образования, науки и культуры;
р) предприятия, уполномоченные Правительством Республики Саха (Якутия) на проведение экономической экспертизы и разработки инвестиционных проектов по перечню, представляемому Правительством Республики Саха (Якутия).
3. Уменьшить сумму налога на прибыль:
- предприятиям, независимо от форм собственности, закупающим сельхозпродукцию местного производства, на сумму убытка, соответствующего разнице доходов, полученных от реализации и стоимости закупаемой продукции;
(в ред. Закона РС(Я) от 12.03.1997 З N 165-I)
- инвесторам (банкам и иным финансово-кредитным учреждениям) на сумму прибыли, использованной на инвестирование и погашение просроченных ссудных долгов сельхозтоваропроизводителей в объемах, утверждаемых решением Правительства Республики Саха (Якутия), а также суммы прибыли, полученной от кредитования предприятий агропромышленного комплекса (по ставке не более 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
(введен Законом РС(Я) от 12.03.1997 З N 165-I)
4. Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, создающих рабочие места для несовершеннолетних не менее трех процентов от числа работающих (согласно части 8 статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) "О правах ребенка") уменьшается на 5 процентов.
5. Туристические предприятия, имеющие соответствующую лицензию, независимо от организационно-правовой формы, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 1997-98 г.г., если не менее 70 процентов получаемой ими прибыли направляется на развитие инфраструктуры туризма, согласно республиканской программе развития туризма.
6. В отраслях с сезонным характером работы (речной и морской транспорт, лесная, золото-оловодобывающая отрасли) уплату налога на прибыль производить раз в год по результатам финансовой деятельности.
7. Установить 0 процентов с прибыли сроком на 5 лет для предприятий, использующих при организации нового производства изобретения:
- полученные патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве и от продажи лицензии на него - с даты начала использования изобретения или продажи лицензии в пределах срока действия патента;
- полученные от использования изобретения в период временной защиты изобретения, представленные Роспатентом (наличие зарегистрированного в Роспатенте приоритета изобретения) - с даты начала использования изобретения;
- от использования изобретения в результате покупки лицензии с даты начала использования изобретения;
- полученные от нового производства, создаваемого специально для изготовления новой техники с применением запатентованного изобретения - с даты ввода предприятия или нового производства в эксплуатацию.
1. Для совместных предприятий с иностранными инвестициями, с долей иностранного капитала, составляющего не менее 30 процентов уставного фонда, иностранных инвесторов, их филиалов, представительств при условии направления инвестиций в горнодобывающую, нефтяную и нефтегазоперерабатывающую промышленность, промышленность строительных материалов и конструкций, легкую промышленность, производство сельскохозяйственной продукции, охоторыбопромысла и их переработки, в производство бриллиантов и алмазного инструмента, медицинских приборов, оборудования и препаратов, переработку промышленных и бытовых отходов, ювелирную промышленность ставка по налогу на прибыль уменьшается на 50 процентов в течение первых трех лет деятельности, и уплата налога производится один раз в год. На четвертый год деятельности ставка налогов снижается на 30 процентов, на пятый - на 10 процентов.