Определение стратегических целей и задач патриотического воспитания опирается на следующие основные понятия:
1) патриотизм - на личностном уровне выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выраженная в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой родине, проявляющаяся в поступках и деятельности; на социальном уровне - как форма общественного сознания, позволяющая хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению;
2) патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность семьи, общества, органов власти, учреждений, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
3) система патриотического воспитания - это совокупность субъектов и объектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс целенаправленно организуемых мероприятий по формированию патриотических чувств и патриотического сознания граждан Российской Федерации.
К субъектам патриотического воспитания относятся:
1) органы государственной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) трудовые и воинские коллективы;
4) образовательные организации, учреждения культуры, спорта, по работе с молодежью и иные;
5) социально ориентированные некоммерческие организации;
6) национальные и религиозные организации;
7) средства массовой информации;
8) семья;
9) граждане Российской Федерации.