Экономический патриотизм - это осознание, основанное на личных убеждениях, отношении любого человека (особенно молодого человека) к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего Отечества, малой родины, а также поведение личности, соответствующее этому отношению.
Экономико-патриотическое воспитание является одним из важнейших ресурсов и направлений работы по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса. Оно складывается из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономических знаниях и культуре человека, выражается в поведенческих, эмоциональных, деятельностных характеристиках человека, необходимых для целенаправленного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни в современных условиях.
К основным задачам экономико-патриотического воспитания относятся:
1) воспитание граждан, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя) на основе патриотического отношения к России, к своей малой родине и осознания своего вклада в упрочение их экономических позиций;
2) воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и иных качеств. Включение в экономическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и иную деятельность), позволяющую актуализировать и закрепить экономическую позицию нравственно-ценного экономического поведения в отношении малой родины.
Первоочередными мерами экономико-патриотического воспитания являются:
1) использование образовательных организаций профессионального образования как основных площадок для воспитания молодого поколения;
2) активизация работы в трудовых коллективах по возрождению конкурсов профессионального мастерства, развитию и укреплению трудовых династий;
3) возрождение патриотических традиций трудовой культуры уральских мастеров, формирование авторитета уральского рабочего. Взаимодействие системы профессионального образования, работодателей, молодежных организаций, средств массовой информации;
4) создание центров прикладных квалификаций на основе современных видов технологий и оборудования;
5) обеспечение конструктивной связи образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования с работодателями;
6) проведение в образовательных организациях профессионального образования мониторинга развития способностей обучающихся и их мотивации к поиску работы и созданию собственного бизнеса, создание "портфеля достижений" и стимулирование профессиональной деятельности обучающихся;
7) реализация краткосрочных программ подготовки молодежи для открытия и развития собственного малого бизнеса;
8) использование возможностей промышленного туризма для формирования у подрастающего поколения таких личностных качеств, как духовность, самосознание, самодисциплина, самореализация и приобретение новых знаний и практического опыта;
9) привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы на основе действующего законодательства.
Ожидаемые результаты экономико-патриотического воспитания:
1) формирование поведения уральца - труженика, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством;
2) развитие экономического мышления граждан, формирование общественной активности, предприимчивости, инициативности, ответственности, бережного и честного отношения к общественному достоянию, к результатам и качеству труда, технологическому обновлению, личному успеху и благополучию.