Действующий

Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года

Глава 4. Пилотный анализ состояния патриотических воззрений молодежи Свердловской области


Основным индикатором состояния патриотизма и эффективности патриотического воспитания, значимости ценностей старших поколений является молодежь. Разработка Стратегии опирается на существующий образ патриотических воззрений молодежи Свердловской области, выявленный в ходе пилотного исследования, проведенного среди следующих целевых групп:

1) молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях профессионального образования;

2) молодые люди, работающие на крупных промышленных предприятиях, в возрасте от 18 до 30 лет.

Основные черты образа патриотизма молодежи, значимые для разработки Стратегии, выявленные в результате исследования:

1) по суммарной оценке различных видов исследования уровень патриотизма молодежи оценивается как низкий. Респондентам несвойственно руководствоваться патриотическими чувствами в принятии решений, планировании своей жизни. Патриотизм рассматривается как "сопутствующий", необязательный элемент культуры личности, он не престижен для молодежи. В представлении молодежи наиболее яркими носителями патриотических ценностей (более 85 процентов), воплощающими образ патриотов, являются ветераны войн, военнослужащие, учителя, пенсионеры. Себя молодые люди не ассоциируют с патриотами России: только 5 процентов ответивших считают, что молодежь относится к группе носителей патриотических ценностей;

2) оценка патриотизма как меры ответственности за свою Родину не характерна для молодежи. Ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявили только 8 процентов опрошенных, однозначно "нет" ответили 36 процентов респондентов;

3) патриотические настроения молодежи сдерживает отсутствие эффективных механизмов выстраивания диалога между различными слоями общества, а также между государством и гражданским обществом;

4) само понятие патриотизм не дискредитировано в глазах молодежи (негативная и пассивная позиция только у 8 - 11 процентов по различным возрастным группам).

Это важный результат исследования, который означает, что при своевременной и правильно выстроенной работе по реализации Стратегии, обеспечивающей взаимодействие государства и общества, можно достичь позитивной динамики изменения образа патриотизма для значительной части молодежи, роста патриотических настроений.