В системе патриотического воспитания граждан преобладает военно-патриотическое направление, что не дает возможности в полной мере реализовать потенциал других направлений патриотического воспитания.
Сложившийся стереотип понятия "патриот", как преимущественно тот, кто через самопожертвование проявляет свою любовь к Отечеству, не является привлекательным, особенно для молодежи. Это связано с тем, что у молодых людей образ патриота ассоциируется в первую очередь с ветеранами войн, уровень социальной поддержки которых со стороны государства и степень уважения в обществе не в полной мере соответствуют их заслугам и вкладу в развитие страны, региона.
В существующих патриотических воззрениях молодежи практически полностью отсутствуют ценности экономического патриотизма, что не позволяет организовать целенаправленное воспитательное воздействие на патриотическую активность молодых людей в глобальных процессах социально-экономического развития, согласованных с формированием нового инвестиционного имиджа Свердловской области на российском и международном уровнях.
В патриотическом воспитании молодого поколения утрачены ценности рабочей культуры, рабочего образования, трудового служения, исторически восходящие к труженикам тыла во время Великой Отечественной войны.
Ослабла связь системы патриотического воспитания с локальными системами воспитательной работы в образовательных организациях.
В организационном плане не в каждом муниципальном образовании определены должностные лица и управленческие структуры для координации всей многоплановой работы по патриотическому воспитанию, которая в результате проводится стихийно, бессистемно, без информационно-методической и консультативной поддержки региональных структур.