Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2014 года N 254


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДО 2020 ГОДА, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 25.10.2011 N 700

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2020 N 145.
____________________________________________________________________



В целях приведения документов долгосрочного стратегического планирования в соответствие с законодательством Правительство Республики Хакасия

постановляет:

Внести в Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями), изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия  до 2020 года

Введение


Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 31.01.2013, Законом Республики Хакасия от 30.06.2004 N 39 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Хакасия", с целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в республике.

Стратегия необходима для разработки Программы социально-экономического развития Республики Хакасия до 2017 года, увязывающей различные элементы государственной экономической и социальной политики с имеющимися потенциальными ресурсными и финансовыми возможностями региона.

В связи с этим основные направления Стратегии определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития республики, основанную на ресурсном потенциале региона и возможностях его использования в современных условиях.

1. Цель и задачи Стратегии


1.1. Главной целью Стратегии является определение основных направлений развития Республики Хакасия, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни населения республики на основе динамично развивающейся экономики.

Это должно выразиться:

в финансовой сфере - обеспечение бездотационности республиканского бюджета Республики Хакасия к 2020 году;

в экономике - вхождение Республики Хакасия в 30 регионов-лидеров с уровнем экономического развития выше среднего;

в социальной сфере - вхождение Республики Хакасия в группу 30 развитых субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.

1.2. Основные задачи Стратегии:

1) увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику региона;

2) повышение объемов валового регионального продукта (ВРП) Республики Хакасия на основе роста производительности труда, интенсивного и сбалансированного использования всех видов ресурсов, технологического перевооружения отраслей, становления и развития новых производств;

3) реализация конкурентных преимуществ региона на основе усиления инвестиционной активности и развития приоритетных видов экономической деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере.

2. Анализ рисков и ресурсных возможностей региона


Для раскрытия и оценки рисков и ресурсных возможностей региона применяется традиционный SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон, возможности и угрозы в экономике и социальной сфере по приоритетным направлениям выбранного сценария. Движение от угрозы (Т) к возможности (О) и нейтрализация ее через преодоление слабых сторон (W) позволит расширить сильные стороны (S) в указанных сферах и, соответственно, достичь стратегических целей. Итогом анализа будут аналитические выводы, раскрывающие возможные способы и меры достижения стратегических целей для органов государственной власти Республики Хакасия.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия предполагает два варианта сценарных условий исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.

Развитые промышленный потенциал и социальная сфера, значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами республики - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития республики.

Инерционный сценарий предполагает сохранение существующих тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры. Развитие Республики Хакасия опирается на действующие организационно-экономические механизмы. Деятельность хозяйствующих субъектов региона нацелена преимущественно на экстенсивное развитие, ориентацию на стихийно складывающиеся закономерности в экономике Российской Федерации. Инерционный сценарий может обеспечить Республике Хакасия небольшой, но стабильный экономический рост (прирост ВРП 2 - 3% в год), прежде всего, в таких видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, обрабатывающие производства.

Инвестиционный сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе населения). Инвестиционный сценарий социально-экономического развития принят в качестве оптимального.

Задачей развития Республики Хакасия является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.

В результате экспертного и индикативного анализа установлено следующее.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Хакасия являются:

значительный ресурсный потенциал;

высокий промышленный потенциал;

высокий уровень энергообеспеченности региона;

политическая стабильность в республике, низкий уровень социальной конфликтности населения;

эффективная бюджетная политика, высокая кредитоспособность бюджета республики по результатам рейтингов Fitch;

проведение политики информационной открытости;

высокий уровень образования населения;

уникальный этнокультурный потенциал;

уникальность и разнообразие ландшафта, наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

развитая региональная транспортная инфраструктура;

наличие современных средств связи и телекоммуникаций.

К слабым сторонам социально-экономического развития Республики Хакасия относятся:

низкая инвестиционная активность;

сырьевая направленность экономики;

значительный износ основных фондов в ведущих отраслях экономики;

низкий удельный вес производств с высокой долей добавленной стоимости;

высокая степень дифференциации муниципальных образований республики по уровню социально-экономического развития;

низкий уровень инновационной активности;

высокий уровень монопрофильности экономики;

низкий уровень рождаемости, с трудом обеспечивающий простое воспроизводство населения;

недостаточные темпы снижения уровня бедности, особенно в сельской местности;

высокий уровень износа жилищного фонда;

недостаточное развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей;

устойчиво высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями;

отток высокообразованных профессиональных кадров;

приток низкоквалифицированных рабочих кадров;

высокая демографическая нагрузка за счет притока населения пенсионного возраста из северных районов других регионов России;

высокие издержки в сельскохозяйственном комплексе, вызванные как природно-географическими особенностями, так и сформировавшейся структурой агропромышленного комплекса;

удаленное расположение республики относительно основных экономических центров России и относительно столицы;

резко континентальный климат с холодной и продолжительной зимой и коротким теплым летом.

Исходя из анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон развития территории, можно выделить следующие приоритетные направления развития Республики Хакасия:

повышение эффективности государственного и муниципального управления;

создание условий для расширения имеющихся и становления и развития новых производств, прежде всего за счет создания зон территориального развития, реализации межмуниципальных инвестиционных проектов агропромышленного и промышленного типов, внедрения механизмов государственно-частного партнерства в приоритетных отраслях экономики;

вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, развитие интеграции агропромышленного комплекса (далее - АПК) и переработки;

создание благоприятной экономической и правовой среды для развития предпринимательской и фермерской деятельности;

первоочередная реализация региональных инфраструктурных проектов;

снижение уровня монопрофильности муниципальных образований республики;

организация туристских и рекреационных региональных зон с целью эффективного использования природно-климатического и этнокультурного потенциала республики;

развитие жилищного строительства, в том числе за счет комплексного многоэтажного и малоэтажного строительства. Развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья.

При реализации политики, направленной на социально-экономическое развитие Республики Хакасия, необходимо учитывать следующие угрозы развития территории:

наличие потенциальных источников чрезвычайных ситуаций;

миграция капиталов за пределы республики и сокращение налоговых платежей в бюджет республики в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями;

старение населения республики, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население;

миграция высокообразованных квалифицированных кадров;

высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями;

загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.

Комплексный анализ конкурентных позиций Республики Хакасия, ее конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе позволяет выбрать стратегию развития региона, способную обеспечить устойчивый экономический рост территории. Основываясь на результатах SWOT-анализа, определены основные рекомендации по разработке мер государственного управления для решения задач по достижению стратегических целевых показателей.

Основные проблемы социально-экономического развития Республики Хакасия:

1) низкий уровень валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. В 2010 году ВРП на душу населения в республике составил 170,7 тыс. рублей, или 54% от среднероссийского показателя (316,6 тыс. рублей). Удельный вес республики в производстве валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее - РФ) и Сибирского федерального округа (далее - СФО) составляет 0,26% и 2,5% соответственно;

2) низкий уровень инвестиций на душу населения - 51 место среди субъектов Российской Федерации. В 2010 году инвестиции на душу населения составили 37,6 тыс. рублей (РФ - 64,5 тыс. рублей, СФО - 45,5 тыс. рублей). Это позволяет сделать вывод о низкой инвестиционной активности субъектов экономики региона;

3) недостаточно высокий уровень среднедушевых денежных доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2010 году составляли 13741,6 рубля (РФ - 18552,6 рубля, СФО - 14876,8 рубля). По этому показателю республика занимает 55 место в РФ и 9 место в СФО;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»