КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 25 июня 1998 года N 50-оз
ОБ ОЛЕНЕВОДСТВЕ В КОРЯКСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Камчатского края от 22.06.2010 N 477, вступившего в силу через десять дней со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят Думой
Корякского автономного округа
17 июня 1998 года
(с изм., внесенным Законом Камчатского края от 16.12.2009 N 377)
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и социальные основы оленеводства всех форм собственности и направлен на создание условий для экономической деятельности и сохранения традиционного уклада, образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Корякского автономного округа.
Настоящий Закон регулирует отношения, вытекающие из:
1) государственной поддержки, направленной на создание в оленеводческой деятельности режима расширенного воспроизводства и обеспечения населения продукцией оленеводства;
2) рационального режима природопользования, учитывающего повышенную уязвимость северной природы;
3) гарантий и компенсаций оленеводам и их хозяйствам по возмещению дополнительных затрат на осуществление оленеводческой деятельности в экстремальных, природно-климатических, социальных условиях.
Оленеводство - традиционно сложившийся вид этнохозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, направленной на разведение и использование оленя.
Северный олень - млекопитающее семейства парнокопытных, использующее кормовые ресурсы тундры, лесотундры и являющееся основой для получения материальных ценностей в виде мяса, субпродуктов, производства меховой, ферментной и специальной продукции.
Оленье стадо - оптимальное сочетание половозрастных групп оленей для разведения, организации и проведения зоотехнической, ветеринарной работы, а также для рационального использования кормовых ресурсов.
Оленьи пастбища - земельные угодья, покрытые естественной растительностью, используемой оленем в виде подножного корма, закрепляемые за физическим или юридическим лицом независимо от организационно - правовой формы хозяйствования.
Оленеемкость - размер площади пастбищ, необходимой для круглогодичного содержания определенного количества оленей без ущерба для запаса кормовых ресурсов.
Оленевод - физическое лицо, имеющее право в соответствии с настоящим Законом заниматься выпасом и разведением оленей, сохраняющее традиционный уклад жизни.
Семейное оленеводческое хозяйство - сообщество физических лиц, связанных между собой родственно-семейными узами, либо сообщество физических лиц, объединившихся для разведения оленей для личного потребления и сохранения национальных традиций (община), в соответствии с законодательством о частном предпринимательстве без образования юридического лица.
Оленеводческое хозяйство - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, созданное и зарегистрированное в установленном порядке, имеющее право в соответствии с настоящим Законом на занятие оленеводством и непосредственно занятое разведением оленей, сохраняющее традиционный уклад жизни в качестве основного вида деятельности.
Правовое регулирование в области оленеводства осуществляется законами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Корякского автономного округа, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами округа, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, регулирующими вопросы оленеводства.
1. Право на приоритетное занятие оленеводством закрепляется за коренными малочисленными народами и другими этническими группами Севера, традиционно занимающимися оленеводством как основным видом своей деятельности и подтверждается наличием соответствующей лицензии, выдаваемой органами местного самоуправления.
2. Право на приоритетное занятие оленеводством имеют:
а) юридические лица независимо от организационно-правовой формы, созданные и зарегистрированные в установленном порядке, находящиеся на территории округа и имеющие в качестве основного вида деятельности занятие оленеводством;
б) физические лица - представители коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, проживающих на территории округа, представители иных национальностей, имеющих родственные или семейные связи с представителями коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, проживающих на территории округа и занимающихся оленеводством как традиционным видом деятельности.
3. Переуступка права на приоритетное занятие оленеводством лицами, имеющими данное право, иным лицам, не указанным в настоящем Законе, запрещена.
Правовой статус оленьих пастбищ и режим их пользования устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Корякского автономного округа.
Олени, оленьи пастбища в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях являются объектом гражданских прав.
К ним применяются общие правила, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации об имуществе постольку, поскольку настоящим Законом и законами Корякского автономного округа и иными нормативными правовыми актами не установлено другое.
Оленеводческие хозяйства независимо от форм собственности вправе осуществлять прогон оленей через пастбища других землепользователей на основании договоров.
Маршрут прогона оленей утверждается органами местного самоуправления на основании рекомендаций органов государственного ветеринарного надзора по согласованию с соответствующими государственными службами округа.
В случаях установления наличия оленьих стад, традиционно мигрирующих по территориям других субъектов Российской Федерации, граничащих с территорией Корякского автономного округа, данные маршруты и территории согласуются на основе договоров, заключаемых администрацией округа с органами исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации по заявлениям субъектов оленеводческой деятельности.
1. Владельцы, пользователи и арендаторы оленьих пастбищ (независимо от правового статуса владения) имеют право:
- самостоятельно хозяйствовать на участке согласно зоотехнических правил и системы содержания оленей;
- на возмещение убытков, включая упущенную выгоду при изъятии оленьих пастбищ для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
- комплексно использовать на территории традиционного природопользования биологические ресурсы с соблюдением соответствующих правил и норм, закрепленных в федеральных законах Российской Федерации и нормативно-правовых актах Корякского автономного округа;
- возводить производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, необходимые для осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
2. Владельцы, пользователи и арендаторы оленьих пастбищ обязаны:
- использовать пастбища в соответствии с их основным целевым назначением, а также способами, которые не должны наносить им ущерба как природному объекту, не допускать превышения численности оленей на закрепленных участках и связанного с этим снижения продуктивности пастбищ или уничтожения растительного покрова;
- не нарушать права других пользователей пастбищных участков;
- соблюдать установленный законодательством порядок пользования лесами, водными и другими природными ресурсами, не допускать ущерба окружающей среде, ухудшения экологической обстановки;
- соблюдать режим пользования участков оленьих пастбищ, установленный землеустройством и органами местного самоуправления;
- не оставлять участок пастбищ без хозяйственного использования;
- своевременно предоставлять в государственные органы исполнительной власти и в органы местного самоуправления установленные Земельным кодексом Российской Федерации сведения о состоянии и об использовании оленьих пастбищ;
- оказывать содействие государственным органам и должностным лицам в осуществлении ими своих функций в рамках их компетенции;
- в случае невозможности использовать по каким-либо причинам пастбищные участки, либо их части, сообщать об этом в органы местного самоуправления;
- другие обязанности, предусмотренные законом или договором в соответствии с действующим законодательством.
1. Юридические и физические лица обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный ими владельцу, пользователю, арендатору оленьих пастбищ в результате нарушения земельного законодательства, включая упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Самовольно занятые оленьи пастбища возвращаются владельцам, арендаторам. Нарушители подвергаются штрафу в административном порядке.
3. Приведение оленьих пастбищ в пригодное для использования состояние при их захламлении, порче, самовольном занятии, снос строений и сооружений при самовольном строительстве производится организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, за их счет.
1. Убытки, причиненные изъятием или временным занятием оленьих пастбищ для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав владельцев, пользователей и арендаторов или ухудшением качества оленьих пастбищ в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций и граждан подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) владельцам, пользователям и арендаторам, понесшим эти убытки.
2. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. Потери оленеводческого производства, вызванные изъятием оленьих пастбищ, расположенных на землях лесного фонда, для использования их в целях, не связанных с ведением оленеводства, а также ограничением использования, вызванного деятельностью предприятий, организаций, подлежат возмещению в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления, в ведении которых находятся эти оленьи пастбища, и землепользователей в порядке, установленном действующим законодательством. Указанные потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона.
2. Потери оленеводческого производства возмещаются:
- предприятиями, организациями, которым отводятся оленьи пастбища для нужд, не связанных с оленеводством;
- предприятиями, организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные, защитные зоны.
3. Размеры, порядок определения подлежащих возмещению потерь, а также случаи освобождения от их возмещения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земли, входящие в оленьи пастбища, заносятся в государственный земельный кадастр. Управление фондом оленьих пастбищ осуществляется администрацией Корякского автономного округа совместно с территориальным органом управления лесным хозяйством.
Порядок ведения кадастра оленьих пастбищ, формы документации, периодичность уточнения и обновления устанавливаются Правительством Российской Федерации, а работы по кадастровой оценке оленьих пастбищ проводятся окружным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Землеустройство оленьих пастбищ проводится по решению органа исполнительной власти Корякского автономного округа, органов местного самоуправления или по ходатайству владельцев оленьих пастбищ, землепользователей и арендаторов, а также по инициативе окружного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и осуществляется специализированными проектными организациями по землеустройству за счет средств федерального, окружного и местных бюджетов.
1. Пастбищные угодья предоставляются бесплатно в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектами землеустройства.
2. Минимальный размер пастбищного участка определяется технико-экономическим обоснованием проектов землеустройства, в том числе в пожизненное наследуемое владение в пределах среднерайонной (среднехозяйственной) нормы на одного члена хозяйства.
Необходимым условием установления предельного размера участка является обеспечение рационального использования пастбищ, недопустимость потерь биологической продуктивности растительного покрова и превышения численности оленей фактической оленеемкости пастбищ.
Физическим лицам, имеющим право на занятие оленеводством и на пастбищные участки для занятия оленеводством, пастбища предоставляются из земель запаса либо земель лесного фонда, по их заявлению на одном из правовых титулов по решению районных органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Решение о предоставлении или отказе принимается районным органом местного самоуправления на основании предоставленных соискателем документов соответствующему комитету по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня подачи заявления.