Развитие отрасли туризма в Республике Коми сталкивается с рядом проблем:
ограниченность информации о туристских ресурсах и продуктах Республики Коми, ориентированной на туристов из России и зарубежья, в связи с недостаточностью публикаций о туристском потенциале Республики Коми в региональных, федеральных и международных средствах массовой информации, участия в международных туристских выставках и ярмарках, что значительным образом отражается на статистике посещения региона жителями Российской Федерации и зарубежных стран;
отсутствие научных исследований, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка, и недостаточность квалификации профессиональных кадров, занятых в сфере туризма, что существенным образом сказывается на качестве предоставляемых туристских услуг;
отсутствие развитой туристской инфраструктуры, необходимой для дальнейшего эффективного функционирования отрасли, что связано, в первую очередь, с небольшим количеством туристских проектов республики, отсутствием средств размещения соответствующих общепринятым стандартам.
Приоритетные направления развития туризма определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, которая предполагает создание условий для развития внутреннего и въездного туризма, формирование имиджа республики как центра туристской деятельности на северных территориях России, а именно:
информационно-организационное обеспечение развития индустрии туризма (в том числе научное и кадровое) в целях повышения степени узнаваемости туристического бренда республики;
разработка и реализация стратегии продвижения туристского продукта Республики Коми на внутреннем и международном туристских рынках, обеспечивающей позитивный имидж и узнаваемость региона;
содействие привлечению инвестиций в сферу туризма Республики Коми в целях формирования туристско-рекреационных кластеров на территории республики;
создание условий, в том числе организационного и нормативно-правового характера, для эффективного развития сферы туризма.
Программный метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.