5.3.1. Анализ ситуации
Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни относится к основным правам личности и гарантируется государством.
На сегодняшний день значительная доля населения региона ограничена в возможностях беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту. Часть жителей испытывает ограничения в силу территориальной удаленности проживания от областного центра, где сосредоточено большинство учреждений культуры.
Для жителей мелких и удаленных населенных пунктов наряду с объективными факторами, ограничивающими потребление культурных благ, существенную роль играет недостаточно оптимальное соотношение предложений сельских учреждений культуры и спроса населения на культурно-досуговые услуги.
Работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе и развлечениях, но и способствовала формированию культурно-ценностных ориентаций населения. Констатируются такие негативные явления, как недостаточная информационная обеспеченность, финансовые проблемы населения, отсутствие комфорта и специальных удобств для детей, пенсионеров, лиц с ограниченными физическими возможностями.
Только в областном центре и Старооскольском, Губкинском городских округах доступны услуги профессиональных театров, современных кинотеатров, филармонии, зоопарков. За пределами городских округов на территориях муниципальных образований существует дефицит данных услуг. Услуги музеев распространены шире - они доступны в 20 муниципальных образованиях. Услугами детских музыкальных школ, школ искусств и художественных школ, а также клубов и библиотек население области обеспечено на 97 процентов.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями трудности реализации прав на участие в культурной жизни в первую очередь выражаются в отсутствии у значительной части учреждений и объектов культуры специального оборудования (пандусов, подъемников). Доля доступных зданий учреждений культуры региона для лиц с ограниченными физическими возможностями составляет 14,6 процента.
В целом, для всех категорий населения проблема доступности и привлекательности культурных благ должна решаться посредством расширения сети учреждений и объектов культуры, развития системы информационного сопровождения культурно-досуговых мероприятий, являющихся для подавляющего большинства потребителей основным источником приобщения к продуктам творческой деятельности.
5.3.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Обеспечение жителей отдаленных районов области широким спектром культурных услуг.
2. Расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки.
3. Развитие виртуальных, дистанционных и нестационарных форм культурного обслуживания населения.