5.6.1. Анализ ситуации
По данным Регионального центра по художественному образованию БГИИК, в области насчитывается около 300 детей, одаренных в области культуры и искусства. В целях выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи ежегодно на территории области проводятся свыше 45 творческих конкурсов и фестивалей областного и всероссийского уровней, созданы премиальные фонды, учреждены именные стипендии.
Тем не менее, проблема выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей существует. Сегодня этим вопросом занимаются в основном педагоги общеобразовательных учреждений, музыкальных, художественных школ, школ искусств и родители, которые обращают внимание на способности детей, проявляющиеся в процессе внеучебной деятельности в школе и дома. Однако работа по выявлению одаренных детей в области искусства в регионе не носит системного и целенаправленного характера. Особенно остро стоит вопрос о выявлении одаренности в раннем дошкольном возрасте.
Несмотря на осуществляемые в регионе проекты поддержки творческих инициатив одаренных детей и молодежи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены, в том числе и недостаточным оснащением специализированным оборудованием учреждений, предоставляющих культурно-досуговые услуги. Устаревший парк музыкальных инструментов (ситуация, наблюдаемая в подавляющем большинстве детских школ искусств, детских музыкальных школах области) не лучшим образом сказывается на качестве учебного процесса. Усугубляют ее и ограниченные возможности родителей в приобретении своим детям дорогостоящих музыкальных инструментов.
Кроме того, развитие одаренности как психического феномена подразумевает применение интегративного подхода в обучении, включающего в себя параллельное развитие когнитивных, творческих и социальных составляющих. Интегративный подход к обучению одаренных детей предполагает объединение в едином процессе учебной, художественной, творческой и воспитательной деятельности. В связи с этим во многих регионах страны созданы и успешно работают образовательные учреждения для одаренных детей, летние школы для одаренных, лагеря. В Белгородской области также имеется опыт работы подобной школы (Белгородский инженерный юношеский лицей), но для одаренных детей в области культуры и искусства такого учреждения нет. Это приводит к тому, что многие талантливые в сфере культуры и искусства дети не имеют возможности раскрыть и развить свои способности, не получают необходимой для овладения профессией ранней, допрофессиональной подготовки и уходят в другие сферы. Таким образом, общество теряет одаренных в сфере культуры и искусства детей и молодежь, которые могли бы составить основу культурной элиты региона.
5.6.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Формирование региональной системы выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей.
2. Совершенствование системы поощрения для одаренных детей и талантливой молодежи.
3. Развитие фестивального молодежного движения.