Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2016)


5.6. Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи

5.6.1. Анализ ситуации

По данным Регионального центра по художественному образованию БГИИК, в области насчитывается около 300 детей, одаренных в области культуры и искусства. В целях выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи ежегодно на территории области проводятся свыше 45 творческих конкурсов и фестивалей областного и всероссийского уровней, созданы премиальные фонды, учреждены именные стипендии.

Тем не менее, проблема выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных детей существует. Сегодня этим вопросом занимаются в основном педагоги общеобразовательных учреждений, музыкальных, художественных школ, школ искусств и родители, которые обращают внимание на способности детей, проявляющиеся в процессе внеучебной деятельности в школе и дома. Однако работа по выявлению одаренных детей в области искусства в регионе не носит системного и целенаправленного характера. Особенно остро стоит вопрос о выявлении одаренности в раннем дошкольном возрасте.

Несмотря на осуществляемые в регионе проекты поддержки творческих инициатив одаренных детей и молодежи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены, в том числе и недостаточным оснащением специализированным оборудованием учреждений, предоставляющих культурно-досуговые услуги. Устаревший парк музыкальных инструментов (ситуация, наблюдаемая в подавляющем большинстве детских школ искусств, детских музыкальных школах области) не лучшим образом сказывается на качестве учебного процесса. Усугубляют ее и ограниченные возможности родителей в приобретении своим детям дорогостоящих музыкальных инструментов.

Кроме того, развитие одаренности как психического феномена подразумевает применение интегративного подхода в обучении, включающего в себя параллельное развитие когнитивных, творческих и социальных составляющих. Интегративный подход к обучению одаренных детей предполагает объединение в едином процессе учебной, художественной, творческой и воспитательной деятельности. В связи с этим во многих регионах страны созданы и успешно работают образовательные учреждения для одаренных детей, летние школы для одаренных, лагеря. В Белгородской области также имеется опыт работы подобной школы (Белгородский инженерный юношеский лицей), но для одаренных детей в области культуры и искусства такого учреждения нет. Это приводит к тому, что многие талантливые в сфере культуры и искусства дети не имеют возможности раскрыть и развить свои способности, не получают необходимой для овладения профессией ранней, допрофессиональной подготовки и уходят в другие сферы. Таким образом, общество теряет одаренных в сфере культуры и искусства детей и молодежь, которые могли бы составить основу культурной элиты региона.

5.6.2. Задачи в рамках данного направления:

1. Формирование региональной системы выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей.

2. Совершенствование системы поощрения для одаренных детей и талантливой молодежи.

3. Развитие фестивального молодежного движения.