Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2016)


5.2. Формирование культурных потребностей населения

5.2.1. Анализ ситуации

Мониторинг различных возрастных категорий потребителей культурных услуг показал существенные различия в их предпочтениях и запросах.

Культурные потребности детей в возрасте дошкольного и младшего школьного возраста в основном формируются родителями. Семья, где происходит самообразование и на этой основе развитие творческого потенциала, становится первичным этапом социализации формирования культурных потребностей. Содержательность и разнообразие досуга, установки, потребности, традиции и привычки зависят от ценностных ориентаций самой семьи. Показателем культурных потребностей является посещение музеев, театров, выставок, чтение художественной литературы, занятие в кружках, прикладное творчество. Косвенным признаком могут служить затраты времени и финансовых средств. Соответственно, у детей из семей социального риска, а также проживающих в удаленных сельских территориях, удовлетворение культурных потребностей находится на низком уровне.

Школьники средних классов посещают музеи, театры чаще всего по причине обязательного включения экскурсий в школьную программу. Исходя из индивидуальных потребностей культурные учреждения посещает лишь каждый четвертый. При этом представители этой группы часто посещают только кинотеатры. Источниками информации для них являются компьютер и телевидение.

Привлечение аудитории, пропаганда культуры и общественных идеалов, организация масштабных мероприятий затруднительны без использования альянсов тех основных социальных институтов, которые в наибольшей степени отвечают за формирование культурных потребностей. В этой связи основной тенденцией в решении данной проблемы должна стать интеграция учреждений культуры и образовательных учреждений в формировании культурно-ценностных ориентаций и целенаправленного нравственного воспитания подрастающего поколения белгородцев.

Старшими школьниками, студентами ссузов и вузов потребляются услуги, которые позволяют общаться. Характер социализации для этого этапа развития личности главным субъектом делает внешнее окружение. Семья слабо участвует в формировании культурного потребления этой группы. Большинство типов культурных учреждений в структуре своей деятельности не имеют форм, объединяющих интересы многопоколенной семьи. В лучшем случае есть возможность семейного культурного потребления с детьми младшего возраста. Таким образом, учреждениями, формирующими сегодня культурные вкусы, взгляды и мировоззрение школьников и студентов, фактически являются кинотеатры.

Потребителей в возрасте 20 - 35 лет (без детей) можно считать потребителями нового типа, поведение которых, пользуясь современным сленгом, можно назвать тусовочным. Зачастую они посещают лишь кинотеатры, кафе, бары, рестораны.

В группе, включающей средние возрастные позиции (36 - 55 и 36 - 60 лет), резко сокращается уровень коммуникаций и заметно расширяется индивидуальное эмоциональное и эстетическое потребление. Этой группой посещаются практически все доступные виды культурных учреждений, но редко.

В настоящее время в сфере досуга начинают преобладать приватные, домашние формы (телевидение, компьютер, интернет) и, как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий и возможности институтов культуры влиять на развитие вкусов и культурных потребностей, развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, культурное потребление сводится к режиму развлечения - симптоматике, опасной для духовного здоровья населения.

В соответствии с проведенным анализом установлено, что высокий уровень культурного потребления характерен в большей степени для той части населения Белгородской области, которая имеет базовые признаки среднего класса (высокий уровень образования, достаточные показатели дохода, приверженность семейным ценностям, позитивный характер социального самочувствия, стремление к индивидуальному потреблению) и составляет 20 - 30 процентов всего населения.

Таким образом, сложились существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций населения региона, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодежи. Для преодоления сложившейся ситуации необходима целенаправленная и взвешенная культурная политика, которая должна осуществляться во взаимосвязи с учетом современных изменений в развитии российского государства.

5.2.2. Задачи в рамках данного направления:

1. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия на уровне отношений учреждений культуры с образовательными учреждениями.

2. Формирование духовных потребностей у детей и молодежи посредством новых форм работы.

3. Приобщение населения к ценностям "высокой" культуры на основе лучших образцов классического и современного искусства.

4. Повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения.

5. Формирование культуры чтения населения Белгородской области.