Недействующий

Об утверждении государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области" (с изменениями на 11 декабря 2023 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.


В составе структуры правоохранительных органов Белгородской области Управление ФСИН России по Белгородской области является многофункциональной службой, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет профессиональное обучение и профессиональную подготовку осужденных, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.


В настоящее время ФСИН России, в том числе и учреждения, подведомственные Управлению ФСИН России по Белгородской области, функционируют в рамках реформирования в соответствии с положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р. Кроме того, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы данным распоряжением предписано учитывать положения утвержденной Концепции.


В соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.


В свою очередь, учреждения, исполняющие наказания, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обязаны привлекать осужденных к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности и, по возможности, имеющихся у них специальностей в центрах трудовой адаптации осужденных исправительных колоний, учебно-производственных мастерских воспитательных колоний, в хозяйственном обслуживании учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, а также на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и за их пределами.


Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями федеральных казенных учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.


Производственный сектор исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации за последнее десятилетие претерпел переориентирование на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности осужденных, восстановления и закрепления у них трудовых навыков в целях скорейшей адаптации в обществе после освобождения, а также самообеспечения продовольствием, вещевым имуществом, обувью, мебелью специального назначения и другой продукцией.


Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду. Резко сократилось количество хозяйствующих субъектов, сотрудничающих с исправительными учреждениями в кооперации или использующих труд осужденных на контрагентских работах. Это привело к снижению среднего количества осужденных, трудоустроенных на оплачиваемых работах, - менее 30 процентов осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях области, трудоустроены на оплачиваемых работах.


Промышленность исправительных учреждений, подведомственных Управлению ФСИН России по Белгородской области, включает в себя шесть центров трудовой адаптации осужденных и одну учебно-производственную мастерскую, которые расположены в городах Белгород, Алексеевка, Валуйки, Новый Оскол, поселке Чернянка (колония-поселение сельскохозяйственного профиля).


Центры трудовой адаптации осужденных и учебно-производственная мастерская исправительных учреждений Белгородской области располагают производственными мощностями по металлообрабатывающему, меловому, сельскохозяйственному, обувному, швейному производствам, производству строительных материалов, меловой продукции, продуктов питания; выпускают более 160 видов продукции на сумму свыше 80,0 млн рублей в год. Располагают свободными производственными площадями в количестве 2200 кв. м.


По итогам работы исправительных колоний области в 2012 году было трудоустроено на оплачиваемых работах 843 осужденных, выпущено товарной продукции на сумму 80,5 млн рублей, при этом освоен выпуск 33 новых изделий с объемом производства 9 млн рублей и трудоустройством 296 человек из числа осужденных. В то же время остается нерешенной проблема трудовой занятости более 460 осужденных из-за отсутствия заказов на производство продукции, в том числе государственных заказов, что приводит к неритмичной работе предприятий. Создавшаяся ситуация требует комплексного подхода к решению вопросов трудовой занятости осужденных и выполнения конкретных мероприятий по привитию трудовых навыков и скорейшей социальной адаптации осужденных в обществе.


Реализация областных программ государственной поддержки уголовно-исполнительной системы за последние 10 лет позволила стабилизировать финансовое состояние исправительных учреждений области, организовать 8 новых видов конкурентоспособных производств, создать более 300 новых рабочих мест для осужденных.



Таблица 3

Наименование показателя

Период реализации областных программ, годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Количество трудоустроенных осужденных, чел.

750

806

834

878

903

947

707

774

816

843

Объем производства товарной продукции, млн руб.

80,9

95,6

96,8

97,7

102,4

112,5

81,4

86,9

89,1

77,3


За 10 лет освоен выпуск более 70 новых видов продукции, необходимой для предприятий Белгородской области, в том числе сельскохозяйственная техника и инвентарь, строительные материалы, мел молотый для подкормки животных и птиц, мешкотара полипропиленовая, а также продукция для самообеспечения учреждений, подведомственных Управлению ФСИН России по Белгородской области (продукты питания, вещевое имущество, казарменная мебель). Организовано взаимодействие с департаментом строительства и транспорта области в части реализации производимых в исправительных учреждениях области строительных материалов, металлоизделий и металлоконструкций, в том числе знаков автодорожных, контейнеров металлических для твердых бытовых отходов, остановочных павильонов, урн и т.п.; департаментом экономического развития области - в части привлечения к сотрудничеству представителей малого и среднего бизнеса с целью размещения ими собственных производств на свободных площадях исправительных колоний; Белгородской торгово-промышленной палатой и некоммерческими организациями области. Выполненная работа показывает, что целевая программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем расширения сферы трудового использования осужденных, способствует стабилизации финансового состояния в исправительных учреждениях, области, позволяет сократить негативные тенденции в производственно-хозяйственной деятельности, обеспечить безубыточную работу исправительных учреждений, сократить число нетрудоустроенных осужденных.