За последние десять лет проблема обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области приобрела еще большую остроту. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства Свердловской области на развитие этой отрасли не покрывают потребности в ее финансировании. Из-за недостаточных темпов модернизации и развития основных фондов во многих городах и населенных пунктах Свердловской области жилищный фонд и системы коммунальной инженерной инфраструктуры продолжают деградировать.
В 2011 году жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области насчитывал:
1) 2697 производственных и отопительных котельных, а также центральных тепловых пунктов, 57 процентов которых работают на твердом и жидком топливе, а 43 процента - на газообразном. Из этого числа 2040 теплоисточников являются муниципальными, а остальные 657 теплоисточников находятся на балансе различных организаций и ведомств;
2) 936 водопроводов хозяйственно-питьевого назначения установленной мощностью около 2,6 миллиона кубических метров в сутки, осуществляющих забор воды из 1339 источников, в том числе 44 поверхностных и 1295 подземных;
3) 67 сооружений водоподготовки, 35 из которых производят очистку воды из подземных источников (обезжелезивание, обеззараживание), а 32 - из поверхностных источников (осветление, обесцвечивание, обеззараживание), и 140 очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации;
4) более 83 тысяч километров инженерных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации;
5) более 2,4 тыс. километров межпоселковых газопроводов и более 6,3 тыс. километров внутрипоселковых распределительных газопроводов и газовых сетей;
6) 1600 тепловых, водопроводных и канализационных насосных станций;
7) 108907 многоквартирных и 363092 индивидуальных жилых домов общей площадью 99,4 млн. квадратных метров;
8) 12500 лифтов, обеспечивающих транспортировку людей с одного уровня на другой в 3571 многоквартирном жилом доме;
9) 533 объекта размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов, из которых лицензированными являются 75 объектов.
Существенно изменилась структура жилищного фонда, что связано с дальнейшим уменьшением доли государственного жилья и увеличением частного. Так, в 2002 году жилищный фонд, находящийся в частной собственности граждан и юридических лиц, составлял 66,4 процента, а к началу 2011 года этот показатель достиг 81,6 процента.
Жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили около 60 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, а в некоторых муниципальных образованиях в Свердловской области эта цифра приближается к 80-90 процентам.
По данным администраций муниципальных образований в Свердловской области, физический износ основных фондов систем теплоснабжения составляет 55,4 процента, водоснабжения - 63,7 процента, водоотведения - 61,6 процента. В результате этого износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 22 процентов, в системах теплоснабжения - до 20 процентов.
Износ жилищного фонда составляет более 50 процентов, что в свою очередь приводит к увеличению затрат на его содержание. За период с 2006 по 2011 годы ветхий и аварийный жилищный фонд увеличился более чем на 16 процентов, в том числе аварийный жилищный фонд - в 8,7 раза. По состоянию на 1 января 2011 года муниципальный жилищный фонд с износом более 70 процентов и аварийный жилищный фонд составили 1,85 млн.кв.м, или 1,9 процента от общей площади жилищного фонда. Жилищный фонд общей площадью около 295,6 тыс. кв. м является непригодным для проживания.
Первые многоквартирные жилые дома, оборудованные лифтами, были построены в Свердловской области в 1968 году. В настоящее время около 30 процентов лифтов от их общего числа находятся в эксплуатации более 25 лет и согласно требованиям технического регламента о безопасности подлежат модернизации или замене. Это прежде всего лифты с ручным и полуавтоматическим приводом, выпущенные Спитакским и Никопольским заводами, которые в настоящее время не существуют.
Из-за многолетнего отставания темпов строительства систем и сооружений водоснабжения от темпов жилищного и промышленного строительства в настоящее время в 27 населенных пунктах в Свердловской области сохраняется дефицит мощности систем водоснабжения.
Сточные воды, прошедшие через очистные сооружения канализации, на 45 процентов остаются недоочищенными, то есть не соответствуют нормативным требованиям, а 8,6 процента сточных вод сбрасываются в природную среду без очистки.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является одной из основных причин распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации может привести к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Количество населения в Свердловской области, подверженного риску заболеваний, связанных с химическим загрязнением питьевой воды, составляет 1,2 млн. человек, а с микробиологическим - 300 тыс. человек.
Существующее состояние газификации сетевым природным газом в Свердловской области также не в полной мере отвечает ее потребностям, несмотря на достаточно развитую газотранспортную систему.
Сетевой природный газ подведен почти ко всем населенным пунктам городского типа, кроме пяти рабочих поселков: Сосьва, Староуткинск, Дружинино, Гари и Шаля. Доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ, на 1 января 2011 года составляла всего 15 процентов.
Недостаточно развита и газораспределительная сеть в населенных пунктах, имеющих природный газ, что в свою очередь сдерживает рост уровня газификации жилищного фонда и объектов коммунальной сферы в Свердловской области. Так, уровень газификации квартир (домов) природным газом в Свердловской области на 1 января 2011 года составил 53,6 процента, в том числе в сельской местности - около 14,3 процента.
Следует также отметить, что развитие газификации в Свердловской области, в частности перевод частного жилищного фонда в Свердловской области с централизованного отопления на отопление от индивидуального источника теплоснабжения, работающего на природном газе, позволило бы значительно сократить потери тепловой энергии в процессе транспортировки до потребителя.
Остаются нерешенными проблемы применения для выработки тепловой энергии морально и физически устаревшего оборудования, а также отсутствия водоподготовки на котельных. Следствием этого является неэффективное использование ресурсов в процессе производства тепловой энергии, что в сочетании с высокими потерями при ее транспортировке до потребителей приводит к предоставлению услуги теплоснабжения не в полном объеме и ненадлежащего качества.
Одной из актуальных проблем в городах и населенных пунктах Свердловской области является сбор, хранение и утилизация твердых бытовых отходов.
По состоянию на 1 января 2011 года отдельные полигоны твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, не имеют проектов на строительство, а те полигоны, для которых такие проекты разработаны, эксплуатируются со значительными отклонениями от утвержденных показателей. В настоящее время инфраструктура сбора и переработки отходов развита слабо. Все это служит причиной увеличения негативного воздействия данных объектов на окружающую среду и здоровье человека.