Четвертое направление реализуется через решение следующих задач:
1) формирование социокультурных кластеров - инструментов эффективного межведомственного взаимодействия в организации постоянно и временно действующих проектов;
2) формирование новых внутриведомственных отношений, связей на уровне субъектов региональной и российской культурной политики;
3) совершенствование инфраструктуры субъектов инновационной деятельности в сфере культуры;
4) создание условий для культурной самоидентификации сельских поселений и малых городов как фактора их собственного развития и развития области.
Сформированные внутриведомственные связи должны стать основой создания многофункциональных культурных комплексов, объединяющих ряд учреждений культуры. Подобные комплексы позволят более эффективно использовать имущественные комплексы учреждений, их кадровый состав, единую систему информационного обеспечения и продвижения организации. В данном случае новый субъект культурной деятельности будет создавать и новый культурный продукт, способный стать более привлекательным для его потребителей. В 2013 - 2015 годах года Министерством культуры Российской Федерации в одном из малых (средних) городов Свердловской в области будет создан центр культурного развития населения.
Основной задачей деятельности подобного многофункционального центра культуры должна стать задача сохранения культурной идентичности населения данной территории, ее презентация с включение в инфраструктуру внутреннего и въездного туризма. В условиях городской культуры многофункциональные культурные комплексы могут стать основой для создания современных коммуникационных площадок, культурных кластеров и центров современного искусства.
В настоящее время идет процесс формирования культурных кластеров, центрами которых выступают образовательные учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры. Образовательные учреждения образуют новые коммуникации между учащимися и работниками детских школ искусств, деятелями культуры, общественностью, населением области, активно влияя на содержание и качество работы детских школ искусств, формирование социокультурного пространства своих муниципальных образований.
Неразвитые внутриведомственные связи в настоящее время являются препятствием для развития отношений на уровне государственных, а также государственных и муниципальных учреждений. Регулирование и инициирование полезных межинституциональных отношений, использование их в качестве инструмента развития, в том числе для реализации амбициозных социокультурных проектов, становится одним из важных аспектов современной культурной политики.
Целый ряд необходимых, но затратных проектов сфера культуры может эффективно осуществлять только при условии осознанного сотрудничества органов власти различных уровней.
Межведомственное институциональное взаимодействие необходимо при решении комплексных социокультурных проблем, таких как повышение качества жизни граждан, воспитание молодого поколения. Эффективное межведомственное взаимодействие должно стать основой организации постоянно и временно действующих базовых проектов во всех сферах жизнедеятельности. При разработке особых экономических зон (например, металлургический, фармацевтический кластер, "Титановая долина", кластер зимних видов спорта) культурная составляющая должна рассматриваться не как вспомогательный элемент, а в качестве условия развития и повышения инвестиционной привлекательности территории, инструмента ее продвижения, создания положительного имиджа региона. Органы культуры всех уровней должны участвовать как в процессе обсуждения создания инфраструктуры особых экономических зон, так и в организации культурного сопровождения всех базовых проектов, выступать в качестве основного субъекта реализации культурной составляющей таких проектов.
Для достижения качественно нового уровня межведомственного институционального взаимодействия необходимо преодолеть административные барьеры, ведомственную разобщенность, распыленность инфраструктуры муниципальной социальной и культурной сферы. Альтернативой может стать переход от ведомственного к территориально-отраслевому управлению. Подобная институциональная реформа может быть апробирована в нескольких территориях в период с 2013 по 2015 год. Успешный опыт институциональной интеграции может быть перенесен на другие территории.
В Свердловской области идет процесс формирования инфраструктуры субъектов инновационной деятельности в сфере театрального, изобразительного искусства, образовательной, концертно-филармонической деятельности.
Для поддержания и развития сложившейся инфраструктуры инновационной деятельности необходимо провести обновление материально-технической базы учреждений, оснастить учреждения самым современным оборудованием, в том числе за счет средств целевых программ.
При этом должен быть поддержан процесс формирования новых субъектов инновационных действий. В целях формирования инновационной культуры, новых компетенций в области инноватики у менеджеров, преподавателей, государственных и муниципальных служащих необходимо создать региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров. Базовой площадкой и организационным центром данного направления деятельности может стать государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Методический центр по художественному образованию". В целях проведения профессионального консультирования, профессиональной оценки программ развития учреждений, территорий, услуг необходимо шире использовать имеющийся ресурс успешно действующих консалтинговых агентств.
Один из эффективных и наименее затратных способов формирования новых элементов инфраструктуры инновационной деятельности - наделение действующих учреждений новыми функциями. В сфере художественного образования высокотехнологичные информационно-коммуникационные площадки для организации интернет-трансляций концертов, фестивалей, мастер-классов могут быть созданы на базе действующих восьми образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере культуры. Деятельность этих центров с использованием мощного ресурса высококвалифицированных специалистов учреждений образования будет способствовать обеспечению массового внедрения информационных технологий в управленческий и творческие процессы, объединению ресурсов учреждений культуры и художественного образования. Должны получить дальнейшее развитие проект "Виртуальный концертный зал Свердловской государственной филармонии", инновационные информационные и просветительские проекты библиотек.