В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:
1) развитие комфортной культурной среды региона для формирования гражданской гордости, чувства принадлежности к местному сообществу;
2) развитие материально-технической базы сферы культуры.
Решение этой задачи предполагает проведение ремонтных работах на зданиях учреждений культуры, оснащение учреждений современным специальным оборудованием и техническими средствами, музыкальными инструментами, обновление фондовой базы учреждений за счет целевых программных средств;
3) модернизация сферы культуры на основе продвижения информационных технологий, открывающих доступ к ценностям культуры для жителей малых городов и сельской местности;
4) создание механизмов обеспечения повышения качества, разнообразия форм и содержания, востребованности предоставляемых в сфере культуры услуг;
5) развитие информационных ресурсов учреждений культуры и их интеграция в общероссийские и мировые базы данных;
6) освоение передового опыта продвижения культурного продукта и платных услуг;
7) повышение доступности культурных услуг для жителей Свердловской области, в том числе через развитие вне стационарных и дистанционных форм культурного обслуживания, создание в малых городах центров культурного развития;
8) расширение и обновление круга субъектов культурной деятельности через стимулирование творческих инициатив и поддержку проектной деятельности;
9) развитие механизмов совершенствования кадрового потенциала сферы культуры.
Деятельность по обеспечению прав граждан на участие в культурной жизни должна осуществляться путем сохранения лучших традиций российской культуры, создания условий для обеспечения возможности участия граждан в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, обеспечения дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров, сохранения массового характера обучения в образовательных учреждениях начального художественного образования и эстетического воспитания.
Вопрос территориальной доступности культурных услуг для населения особенно остро стоит в отдаленных районах Свердловской области, малых городах и сельской местности. Одним из возможных направлений работы по достижению территориальной доступности является вариант развития культурных связей центров и провинции в Свердловской области. Коммуникация "культурные центры - провинция области" предполагает налаженные гастроли художественных коллективов, "поезда искусств", творческие десанты в отдаленные районы, малые города и сельскую местность, организацию и проведение областных и региональных мероприятий (фестивали, конкурсы, творческие школы) на базе муниципальных учреждений культуры и художественного образования. Для успешного решения задачи необходима кооперация средств областного и муниципальных бюджетов, поиск заинтересованных партнеров в бизнес-кругах, а также заинтересованность принимающей стороны. Представляется важным не только оказание помощи отдаленным территориям в традиционной форме, но и эксклюзивной: организация культурных событий крупного масштаба, создающих чувство причастности к жизни всей области, повышающих уровень культурного самосознания жителей периферии.
В период до 2020 года свою актуальность сохранит успешно реализующийся проект "Семейный экспресс выходного дня. "Мы едем в Екатеринбург!". В перспективе может быть увеличено число детей, охваченных мероприятиями проекта, и число учреждений культуры различных видов, принимающих детей.
Остается актуальной проблема сохранения оптимальной сети государственных и муниципальных учреждений культуры, оказывающей общедоступные культурные услуги, развития современных форм внестационарного культурного обслуживания, открытия в малых городах центров культурного развития, повышения уровня обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, музыкальными инструментами, достижения высокого уровня развития информационных технологий в сфере культуры, в том числе для оказания услуг населению в электронной форме. Необходимо создавать сайты музеев, театров, концертных организаций в сети Интернет.
Не менее важными являются задачи совершенствования инфраструктуры сферы культуры, в том числе в отдаленных территориях, сельских территориях и малых городах, активизации деятельности имеющихся организаций культуры, вовлечения их во взаимодействие с новыми для них институциями, развития партнерских отношений с различными секторами культуры, бизнеса, местной власти, средствами массовой информации.
Для обеспечения развития ассортимента (разнообразия), количества и качества предоставляемых населению культурных услуг и культурных ценностей, их реальной доступности, востребованности и духовно-психологического воздействия на жителей области необходима система управления достижением желаемых результатов развития данной сферы. Деятельность учреждений культуры по привлечению и приобщению к культурным ценностям и услугам широких слоев населения, в том числе людей с ограниченными возможностями, должна быть поддержана органами власти соответствующих уровней.
При формировании государственных (муниципальных) заданий государственным и муниципальным учреждениям культуры учредителем должны быть учтены не только творческие аспекты, но и показатели, характеризующие результативность работы по обеспечению доступности, востребованности, духовно-психологического влияния творческой деятельности учреждения на жителей региона.
Субъекты гражданского общества - важный ресурс развития сферы культуры. Для органов управления и учреждений культуры гражданское общество, его конкретные сообщества (группы) и институты должны стать целью современных PR-технологий и рекламы, воспитательного и культурно-просветительского воздействия, субъектами заинтересованного диалога, поддержки, поощрения.
В этой категории разделяются следующие виды субъектов-партнеров:
специальные, сформированные вокруг конкретных культурных проектов и соответствующих учреждений, гражданские сообщества (группы волонтеров);
постоянно действующие общественные объединения по интересам: от добровольных обществ и ассоциаций по видам деятельности и личных увлечений (хобби) до конфессиональных групп (церковных общин) и родительских комитетов школ. Все они могут выступать добровольными партнерами по организации культурных событий и как их возможные заказчики;
возникающие на основе гражданского общества некоммерческие организации культуры (краеведческие, историко-культурные, коллекционерские, художественно-творческие), которые могут быть задействованы также и в сфере культурного туризма;
национально-культурные автономии и объединения. Сотрудничество с ними уже ведется, необходимо расширять формы этого сотрудничества.
Важный аспект политики культурного развития - поддержка процессов институциональных новообразований. Негосударственные учреждения культуры, созданные по инициативе "снизу", должны получать как административную, так и по возможности финансовую поддержку. При этом получению финансовой поддержки должна предшествовать компетентная независимая экспертиза на основе сформированных профессиональных критериев. Для интеграции негосударственных учреждений культуры в сферу культуры Свердловской области необходимо:
провести паспортизацию негосударственных институций;
провести мониторинг эффективности их деятельности;
разработать программы (планы) институциональных процессов и их государственной или муниципальной поддержки.