Посещение театров в городах Свердловской области детьми и подростками в 2011 году
Город | Количество зрителей | Численность детей | Показатель |
Екатеринбург | 305,1 | 156,7 | 1,9 |
Нижний Тагил | 60,7 | 40,8 | 1,5 |
Каменск-Уральский | 32,4 | 19,8 | 1,6 |
Первоуральск | 14,2 | 15,2 | 0,9 |
Серов | 10,7 | 12,2 | 0,9 |
Новоуральск | 56,4 | 10,4 | 5,4 |
Краснотурьинск | 26,4 | 7,4 | 3,6 |
Ирбит | 10,2 | 4,3 | 2,4 |
Всего | 516,1 | 269,8 | 1,9 |
Приведенный в таблице 3 показатель обеспеченности детской зрительской аудитории театральной услугой дает представление о том, сколько раз в год сможет посетить спектакль в своем городе ребенок в возрасте от 5 до 15 лет. Реальная величина этих показателей ниже тех, что приведены в таблице 3, поскольку статистика не дает информации, сколько взрослых граждан присутствовало на детских спектаклях. Частично это обстоятельство компенсируется неучтенными статистикой детскими посещениями вечерних спектаклей.
Результаты расчетов, приведенных в таблице 3, свидетельствуют о том, что для просмотра спектаклей детьми наилучшие возможности предоставляются в городах Новоуральске и Краснотурьинске, а наихудшие - в Первоуральске и Серове. Среднестатистический ребенок в городе Екатеринбурге имеет шанс посетить театр менее 2 раз в год (показатель 1,9). Аналогичный показатель и в среднем по театральным городам Свердловской области.
Приведенные в таблице 3 расчеты не учитывали ориентацию спектаклей на различные возрастные группы детей и подростков. Известно, что большинство театров кукол ориентируется на возрастную группу от 5 до 10 лет. На данную возрастную группу ориентируются и многие "взрослые" театры при выборе репертуара для детей. Поэтому особого внимания заслуживает подростковая группа театральных зрителей в возрасте от 11 до 15 лет.
Культурные практики, ориентированные на детей и подростков, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.
Для выстраивания системы государственного протекционизма приобщения детей к театру, опираясь на положительный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, необходимо решить следующие задачи:
1) используя механизмы финансирования государственного (муниципального) задания, а также программно-целевые методы финансирования, обеспечить постепенное увеличение и выравнивание по возрастным группам репертуарного предложения театров области для детской и подростковой аудитории;
2) предусмотреть в программе среднесрочного развития каждого отдельного театра его активное участие в приобщении детей и подростков к театральному искусству;
3) обеспечить повышение квалификации работников театров кукол и театров юного зрителя, введение в структуру этих театров педагогических частей;
4) привлекать студентов театральных вузов страны, обучающихся по специальностям "режиссура театра" и "сценография", для постановки дипломных спектаклей в театрах кукол и театрах юного зрителя в Свердловской области;
5) вовлекать школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра;
6) обеспечить поддержку экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей;
7) обеспечить поддержку гастролей театров с детским и подростковым репертуаром из других регионов России и из-за рубежа;
8) предусмотреть экономическое стимулирование драматургов, артистов, режиссеров, дирижеров, композиторов, балетмейстеров и художников - создателей спектаклей для детей и подростков в профессиональных театрах Свердловской области.