Действующий

О Концепции развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года



Таблица 3


Посещение театров в городах Свердловской области детьми и подростками в 2011 году

Город

Количество зрителей
на спектаклях
для детей и
подростков
(тыс.человек
на собственных
площадках театров)

Численность детей
и подростков
в возрасте
от 5 до 15 лет
(тыс.человек)

Показатель
обеспеченности детской
зрительской аудитории
театральной услугой
(графа 2/графа 3)

Екатеринбург     

305,1

156,7

1,9

Нижний Тагил     

60,7

40,8

1,5

Каменск-Уральский

32,4

19,8

1,6

Первоуральск     

14,2

15,2

0,9

Серов            

10,7

12,2

0,9

Новоуральск      

56,4

10,4

5,4

Краснотурьинск   

26,4

7,4

3,6

Ирбит            

10,2

4,3

2,4

Всего            

516,1

269,8

1,9


Приведенный в таблице 3 показатель обеспеченности детской зрительской аудитории театральной услугой дает представление о том, сколько раз в год сможет посетить спектакль в своем городе ребенок в возрасте от 5 до 15 лет. Реальная величина этих показателей ниже тех, что приведены в таблице 3, поскольку статистика не дает информации, сколько взрослых граждан присутствовало на детских спектаклях. Частично это обстоятельство компенсируется неучтенными статистикой детскими посещениями вечерних спектаклей.

Результаты расчетов, приведенных в таблице 3, свидетельствуют о том, что для просмотра спектаклей детьми наилучшие возможности предоставляются в городах Новоуральске и Краснотурьинске, а наихудшие - в Первоуральске и Серове. Среднестатистический ребенок в городе Екатеринбурге имеет шанс посетить театр менее 2 раз в год (показатель 1,9). Аналогичный показатель и в среднем по театральным городам Свердловской области.

Приведенные в таблице 3 расчеты не учитывали ориентацию спектаклей на различные возрастные группы детей и подростков. Известно, что большинство театров кукол ориентируется на возрастную группу от 5 до 10 лет. На данную возрастную группу ориентируются и многие "взрослые" театры при выборе репертуара для детей. Поэтому особого внимания заслуживает подростковая группа театральных зрителей в возрасте от 11 до 15 лет.

Культурные практики, ориентированные на детей и подростков, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.

Для выстраивания системы государственного протекционизма приобщения детей к театру, опираясь на положительный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, необходимо решить следующие задачи:

1) используя механизмы финансирования государственного (муниципального) задания, а также программно-целевые методы финансирования, обеспечить постепенное увеличение и выравнивание по возрастным группам репертуарного предложения театров области для детской и подростковой аудитории;

2) предусмотреть в программе среднесрочного развития каждого отдельного театра его активное участие в приобщении детей и подростков к театральному искусству;

3) обеспечить повышение квалификации работников театров кукол и театров юного зрителя, введение в структуру этих театров педагогических частей;

4) привлекать студентов театральных вузов страны, обучающихся по специальностям "режиссура театра" и "сценография", для постановки дипломных спектаклей в театрах кукол и театрах юного зрителя в Свердловской области;

5) вовлекать школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра;

6) обеспечить поддержку экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей;

7) обеспечить поддержку гастролей театров с детским и подростковым репертуаром из других регионов России и из-за рубежа;

8) предусмотреть экономическое стимулирование драматургов, артистов, режиссеров, дирижеров, композиторов, балетмейстеров и художников - создателей спектаклей для детей и подростков в профессиональных театрах Свердловской области.