Действующий

О Концепции развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года



Таблица 5

Суммарные объемы финансирования по всем государственным и муниципальным театрам Свердловской области в 2000-2011 годах

Годы

Общая сумма
поступлений
государственным
и муниципальным
театрам
Свердловской
области
(тыс.рублей)

В том числе:

Доля доходов от
предпринимательской
и иной приносящей
доход деятельности
в общей сумме
поступлений
(процентов)

бюджетное
финансирование
(тыс.рублей)

доходы от
предпринимательской
и иной приносящей
доход деятельности
(тыс. рублей)

2000

65690,2

49103,7

16586,5

25,2

2005

171217,6

126476,7

44740,9

26,1

2009

540758,1

405086,1

135672,0

25,1

2010

559290,2

398252,4

161037,8

28,8

2011

765212

556717,2

207782,9

27,2


Из 17 государственных и муниципальных театров Свердловской области 4 являются автономными учреждениями, остальные - бюджетные учреждения. В 2012 году с завершением переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", бюджетные учреждения, как и автономные, получают финансовое обеспечение из бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением учредителем на праве оперативного управления или приобретенного за счет выделенных ему средств. Тем самым определяется метод финансирования по результатам деятельности. Кроме того, театрам - бюджетным учреждениям выделяются субсидии на иные цели.

С введением указанных изменений в законодательство Российской Федерации государство снимает с себя бремя субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетных и автономных учреждений. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное или бюджетное) он отнесен.

Принципы государственного (муниципального) финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы и должны быть поддержаны.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовку новых постановок (работа по созданию спектаклей) и показ их зрителям (услуга населению по показу спектаклей). Последнее предусматривает в свою очередь формирование и развитие зрительского спроса на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает в театральном деле право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).

Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.

Учреждая театры для выполнения определенной миссии, утверждая их учредительные документы, государственные и муниципальные органы берут на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности и принимают ответственность за функционирование этих театров на благо общества. Поэтому финансирование государственных и муниципальных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.

Иначе обстоит дело с частными театрами, учредителем которых государство не является и потому не ставит перед ними какие-либо цели и соответственно не имеет перед ними никаких бюджетных обязательств. Социальная значимость их деятельности обязательно должна быть поддержана государством. Но в этом случае наиболее приемлемыми являются проектное финансирование, конкурсный порядок распределения выделенных на эти цели бюджетных средств и иные формы экономической поддержки (предоставление льготного налогообложения, предусмотренного законодательством, льготных ставок арендной платы и иное).

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных театров, экономическая поддержка частных театров всегда представляют собой меры, направленные на сохранение и развитие творческого потенциала и материального комплекса театральных организаций. Создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа, обеспечение доступа к национальным и мировым культурным ценностям в целях развития человеческого потенциала - это государственная задача, поставленная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Театры имеют непосредственное отношение к решению этой задачи, поскольку всей своей деятельностью активно участвуют в развитии человеческого потенциала в России, в каждом ее регионе.

Министерству культуры Свердловской области, администрациям муниципальных образований в Свердловской области, имеющих подведомственные театры, необходимо обеспечить решение следующих задач:

1) при планировании бюджетных ассигнований на основную деятельность государственных и муниципальных театров, как бюджетных, так и автономных учреждений, а также на поддержку социально полезной деятельности частных театров Свердловской области в процессе разработки проектов бюджетов соответствующих уровней следует исходить из целевых ориентиров, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающих увеличение расходов бюджетной системы на развитие человеческого потенциала с 8,6 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 11 - 11,7 процента в 2020 году;

2) обеспечить наращивание объемов привлечения государственными и муниципальными театральными учреждениями внебюджетных источников финансирования своей деятельности;

3) обеспечить заинтересованность руководителей государственных и муниципальных театров в использовании современных методов маркетинга и фандрейзинга в целях регулярного повышения доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.