Действующий

О Концепции развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года

Таблица 4

Среднемесячная заработная плата в государственных и муниципальных театрах Свердловской области

Наименование города, театра

Среднемесячная
заработная плата
(рублей)

Процент
роста (+)/
Снижения (-)
зарплаты

2010 год

2011 год

1

2

3

4

 Город Екатеринбург                            

Государственное автономное учреждение
культуры Свердловской области
"Свердловский государственный
академический театр драмы"                

20409

22193

+8,7

Государственное автономное учреждение
культуры Свердловской области
"Свердловский государственный
Академический театр музыкальной комедии"  

21146

24262

+14,7

Литературно-музыкальный зал
"Камерный театр" муниципального
бюджетного учреждения культуры
"Объединенный музей писателей Урала"      

13898

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Екатеринбургский театр кукол"   

24860

29610

+19,1

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Екатеринбургский театр
современной хореографии"                  

19044

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Екатеринбургский театр
юного зрителя"                            

16625

18323

+10,2

Итого по городу Екатеринбургу             

20658

23249

+12,5

 Город Нижний Тагил                            

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Нижнетагильский муниципальный
драматический театр
им.Д.Н.Мамина-Сибиряка"                 

9595

13308

+38,7

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Молодежный театр"               

11010

13413

+21,8

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Нижнетагильский театр кукол"    

12323

14269

+15,8

Итого по городу Нижний Тагил              

10448

13529

+29,5

 Город Каменск-Уральский                         

Муниципальное автономное учреждение
культуры "Театр драмы
г.Каменска-Уральского"                   

9987

13490

+35,1

Итого по городу Каменску-Уральскому       

9987

13490

+35,1

 Город Первоуральск                            

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры городского округа Первоуральск
"Театр драмы и комедии"                   

14062

16991

+20,8

Итого по городу Первоуральску             

14062

16991

+20,8

 Город Серов                               

Муниципальное бюджетное учреждение
"Серовский муниципальный театр драмы
имени А.П.Чехова"                        

16662

13763

-17,4

Итого по городу Серову                    

16662

13763

-17,4

 Город Новоуральск                            

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Новоуральский театр кукол"      

15982

19039

+19,1

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Театр оперетты Урала"
Новоуральского городского округа          

13990

12836

-8,2

Итого по городу Новоуральску              

15611

17901

+14,7

 Город Краснотурьинск                           

Муниципальное автономное учреждение
культуры "Краснотурьинский театр кукол"   

10668

10404

-2,5

Итого по городу Краснотурьинску           

10668

10404

-2,5

 Город Ирбит                               

Муниципальное бюджетное учреждение
культуры "Ирбитский драматический театр
имени А.Н.Островского"                   

11838

14426

+21,9

Итого по городу Ирбиту                    

11838

14426

+21,9

Итого по всем государственным и
муниципальным театрам Свердловской области

16522

19084

+15,5

в том числе:                              

по всем государственным театрам
Свердловской области                      

20922

23550

+12,6

по всем муниципальным театрам
Свердловской области                      

14372

16848

+17,2

по всем муниципальным театрам
Свердловской области, кроме муниципальных
театров, осуществляющих деятельность
в городе Екатеринбурге                    

12617

14880

+17,9

Справочно: по полному кругу организаций
Свердловской области                      

19758

22734

+15,1


Согласно данным, приведенным в таблице 4, в наилучшем положении по уровню среднемесячной заработной платы находятся два государственных академических театра и большинство муниципальных театров Екатеринбурга. Показатели этих театров близки к общим показателям по Свердловской области. Исключение составляет Екатеринбургский театр юного зрителя. Средняя заработная плата в театре юного зрителя существенно ниже, чем в других театрах Екатеринбурга.

В проблемную группу по уровню заработной платы входят также все муниципальные театры, находящиеся за пределами Екатеринбурга. В этих театрах в среднем заработная плата работников театра составила в 2010 году лишь 63,8 процента, а в 2011 году 65,4 процента от общеобластного уровня. А самая низкая среднемесячная заработная плата, зафиксированная в 2011 году (Краснотурьинский театр кукол), составляет лишь 10404 рубля, или 45,8 процента от общеобластного уровня. В трех муниципальных театрах фиксируется снижение средней заработной платы в 2011 году по отношению к 2010 году.

В 2012 году предпринимаются дополнительные меры, направленные на рост доходов работников театров. В государственных театрах заработная плата работников вырастет за счет выделяемых из бюджета Свердловской области средств на дополнительную поддержку уставной деятельности. Кроме того, девять профессиональных театров, включая два частных, получат гранты Губернатора Свердловской области, что также позволит увеличить объем заработной платы за счет выплаты дополнительного к заработной плате денежного вознаграждения руководителям, художественному, артистическому и техническому персоналу театральных организаций, участвующим в реализации творческих проектов.

Ведущим деятелям театров ежегодно присуждаются премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, причем денежное содержание премии регулярно индексируется.

Еще одна форма финансовой поддержки работников театров - стипендии ведущим деятелям культуры и искусства и талантливой молодежи, профессионально работающей в сфере искусства, в размере: ведущим деятелям - 80 тыс. рублей, молодежи - 40 тыс. рублей.

С 2012 года пенсионеры - ветераны театра, внесшие значительный вклад в развитие театрального искусства, получают ежемесячное пособие в размере пять тысяч рублей.

Уровень заработной платы большинства работников театров не позволяет им самостоятельно решать жилищные проблемы даже при государственной поддержке. Подобные вопросы особенно актуальны для работников театров, прибывающих в Свердловскую область из других регионов.

Мобильность творческих кадров есть непременное условие развития театрального искусства, а также поддержания единства культурного пространства страны. Необходимость актерской миграции определяется не только причинами занятости, но и сменой художественного руководства театра, стремлением выхода на новую зрительскую аудиторию, готовностью поменять работу в столичном театре на работу в труппе театра провинции.

Возможность миграции творческих кадров частично может быть обеспечена за счет увеличения числа театров, имеющих служебную жилую площадь (общежития-гостиницы) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, приезжающих на постановку режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников, других специалистов.

Актерская профессия имеет специфику, определяющую необходимость и других форм социальной защиты и поддержки. Оптимально сформированная труппа репертуарного театра требует определенных соотношений по полу и возрасту. При этом ролевой массив репертуара определяет такие соотношения в пользу молодежного и средневозрастного состава артистов. Поэтому актриса, переступившая порог сорокалетия, и актер - пятидесятилетия, могут оказаться не занятыми в репертуаре не в силу потери квалификации, а благодаря резкому снижению ролевого материала для этих возрастных групп. В этом заложены особые причины актерской безработицы, требующие адекватных мер поддержки. Одна из таких мер - "театральная биржа", обеспечивающая возможность личного или виртуального общения артистов и работодателей.

В целях социальной защиты работников театров Министерству культуры Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, имеющих профессиональные театры, руководителям театров необходимо решить следующие задачи:

1) при поддержке Свердловской организации Союза театральных деятелей Российской Федерации проводить постоянный мониторинг среднемесячной заработной платы работников театров, обеспечивать за счет разных источников финансирования ее рост и поддержание на уровне не ниже среднемесячной заработной платы по полному кругу организаций Свердловской области: для каждого из областных и муниципальных театров Екатеринбурга - по всем работникам, для остальных муниципальных театров - по основному персоналу;

2) разработать систему мер по поэтапному повышению заработной платы работников театров;

3) обеспечить увеличение бюджетных ассигнований регионального и муниципального бюджетов на выплату премий и стипендий для деятелей театрального искусства, творческой молодежи, профессионально работающей в сфере театрального искусства;

4) каждому профессиональному государственному и муниципальному театру Свердловской области создать фонд служебной жилой площади, обеспечивающий возможность одновременного проживания от 5 до 10 процентов от суммарной численности штатного артистического и художественного персонала;

5) сохранить применяемые в Свердловской области меры социальной поддержки ветеранов театра и театральной молодежи, расширять круг таких мер и обеспечить их ежегодную индексацию;

6) принять финансовое и организационное участие в создании Союзом театральных деятелей Российской Федерации "Российской театральной биржи".