Действующий

О Концепции развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года

Глава 8. Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров


Свердловская область обладает развитой сетью образовательных учреждений культуры и искусства, в значительной мере обеспечивающих потребности в подготовке специалистов в области театрального искусства.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Екатеринбургский государственный театральный институт" ведет подготовку кадров по четырем направлениям (специальностям): готовит режиссеров, актеров драматического, музыкального театра и театра кукол, драматургов, менеджеров (продюсеров) исполнительских искусств и театроведов.

Музыкальные театры Свердловской области также пополняют свои труппы молодыми артистами оркестра, певцами, дирижерами - выпускниками федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральская государственная консерватория (академия) имени М.П.Мусоргского", образовательных учреждений среднего профессионального образования "Уральский музыкальный колледж", "Свердловское музыкальное училище им.П.И.Чайковского (колледж)", "Нижнетагильский колледж искусств", других учреждений.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Свердловское художественное училище имени И.Д.Шадра" выпускает театральных художников по специальности "Театрально-декорационное искусство", многие из которых приходят на работу в театры Свердловской области.

Среднее специальное образование по специальности "Актерское искусство" можно получить в государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Свердловской области "Нижнетагильский колледж искусств" и "Краснотурьинский колледж искусств".

В 2013 году планируется открыть в Екатеринбурге хореографический колледж.

Возможность получения предпрофессионального образования для последующего поступления в высшее или среднее профессиональное образовательное учреждение культуры и искусства в Свердловской области обеспечивают 173 детских школы искусств, в том числе хореографических, музыкальных, художественных.

Таким образом, Свердловская область обладает выстроенной системой воспроизводства творческих кадров для профессиональных театров своего региона. При этом такая система не может и не должна замыкаться на региональном уровне. Выпускники образовательных учреждений Свердловской области нередко находят сферу приложения своих творческих сил в других регионах России, включая столицы, а театры Свердловской области принимают на работу тех, кто получил образование за ее пределами.

Кроме артистического и художественно-творческого состава театры остро нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских профессий - художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах. Подобных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в городах Москве, Казани и Уфе), что не обеспечивает потребности свердловских театров.

Состав материальной базы учебного заведения, осуществляющего подготовку актеров, предполагает наличие специальных аудиторий, оснащенных световой и звуковой театральной техникой, музыкальными инструментами, элементами декораций, сценическими костюмами, реквизитом. Материально-техническая база театральных учебных заведений культуры и искусства в Свердловской области далека от совершенства и требует современного оснащения специальных аудиторий и сценических площадок для показа учебных и дипломных спектаклей.

Частично эта проблема решается привлечением в образовательный процесс ресурса работодателей - театров. Участие работодателей в образовательном процессе вполне соответствует современным тенденциям развития профессионального образования, зафиксированным в нормативных правовых документах Министерства образования и науки Российской Федерации.

На основании договоров между образовательным учреждением и театром последний может использоваться как база практики будущих актеров. При этом в театрах могут проводиться практические занятия по актерскому мастерству, ведущие к созданию учебных и дипломных спектаклей. Материальное оснащение этих спектаклей должны взять на себя театры, а для их показа могут использоваться малые или камерные, а в каких-то случаях и основные сцены театров. Такая интеграция особенно актуальна, если участвующие в ней работники театров одновременно ведут педагогическую работу в образовательных учреждениях, то есть непосредственно участвуют в подготовке творческих кадров для своего театра. Подобная практика может использоваться при подготовке не только артистов, но и других театральных специалистов.

Система повышения квалификации театральных специалистов и театральных педагогов, которая активно функционировала в прежние годы и давала хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 90-х годах XX века в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации как творческие стажировки.

Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации театральных специалистов, являющейся важным элементом инфраструктуры театрального дела. Театрам, учебным заведениям, их учредителям необходимо изыскивать средства для оплаты повышения квалификации творческих и педагогических работников в профильных центрах как в Свердловской области, так и в других регионах, включая столичные. В этих целях следует также максимально использовать возможности творческих стажировок, предоставляемые региональным отделением Союза театральных деятелей Российской Федерации. В 2012 году успешно стартовал проект регионального отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации - семинар для театральной молодежи Свердловской области.

В целях повышения качества подготовки кадров и повышения квалификации работников театров в Свердловской области Министерству культуры Свердловской области в кооперации с соответствующими федеральными органами исполнительной власти предстоит решить следующие задачи:

1) провести мероприятия, направленные на приведение материально-технической базы учреждений образования в области искусства в соответствие современным требованиям;

2) инициировать заключение договоров между театрами и образовательными учреждениями региона на совместную подготовку кадров по специальностям театрального искусства;

3) рассмотреть возможность подготовки художников-декораторов, художников-бутафоров и художников-гримеров в рамках специальности среднего профессионального образования "театрально-декорационное искусство" в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области "Свердловское художественное училище имени И.Д.Шадра";

4) создание государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Свердловский хореографический колледж";

5) провести организационные мероприятия, направленные на возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов и педагогов;

6) поддерживать привлечение в театры Свердловской области высококвалифицированных театральных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;

7) создать условия для привлечения в Свердловскую область молодого поколения творческих деятелей, способных возглавить конкретный театр.