ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 года N 489-п
О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 ноября 2015 года N 397-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Оказание содействия добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 5 октября 2018 года N 343-п
____________________________________________________________________
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2016 года N 2133-р, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
постановляет:
Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 ноября 2015 года N 397-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Оказание содействия добровольному переселению в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2020 годы" (далее - Программа) следующие изменения:
1. В паспорте Программы:
1.1. В строке "Целевые показатели Программы" цифры "1400", "1000", "400" заменить соответственно цифрами "3670", "2100", "1570".
1.2. В строке "Финансовое обеспечение Программы" цифры "130420,2", "28871,2" заменить соответственно цифрами "132807,7", "31258,7".
1.3. Строку "Ожидаемые результаты реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"
Ожидаемые результаты реализации Программы | вселение в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру 3670 человек, из них: 2100 участников Государственной программы и 1570 членов их семей |
".
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Программа является проектом переселения и будет реализована в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) в соответствии с действующим законодательством.
Автономный округ входит в состав Уральского федерального округа (далее также - УрФО) и располагается в центральной части Западной Сибири.
Площадь территории Югры составляет 534,8 тыс.кв.км.
Численность постоянного населения на 1 января 2016 года, по информации Федеральной службы государственной статистики, составила 1626,8 тыс.чел. Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера.
Автономный округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения на начало 2016 года составила 92,2%.
В состав округа входят 105 муниципальных образований, в том числе 9 муниципальных районов, 13 городских округов, 26 городских и 57 сельских поселений.
Автономный округ располагает крупными запасами полезных ископаемых и является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации (5% мировых запасов нефти).
Специфика экономики округа - моноотраслевая с сырьевой направленностью.
Среди наиболее развивающихся отраслей экономики: добыча полезных ископаемых, энергетика, химическое производство, строительство.
По основным видам промышленной продукции доля Югры в общем объеме производства Российской Федерации по итогам 2015 года составила:
нефть - 45,6%;
газ - 5,0%.
Ресурсы автономного округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе ее экспортного потенциала.
По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, состоянию производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие десятилетия основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.
По итогам 2015 года добыча нефти на месторождениях автономного округа составила 243,1 млн. тонн нефти.
Объем добычи газа природного и попутного 31,8 млрд.куб.м.
Югра не является по своим климатическим особенностям территорией благоприятного земледелия, численность сельского населения - 7,8% от всего населения региона.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в Югре за 2015 год - 810,7 млрд.рублей, или 106,5% к соответствующему периоду 2014 года.
По источникам финансирования основную долю занимают собственные средства предприятий - 84,1%, привлеченные средства - 15,9%. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций - 3,4%.
В 2015 году введено 968,0 тыс.кв.м общей площади квартир, в результате обеспеченность жилыми помещениями в среднем на 1 жителя в Югре увеличилась на 0,5 кв.м до 20,4 кв.м.
Наиболее полная информация об истории, климатических условиях, общественно-политической жизни, экономическом развитии автономного округа представлена на едином официальном сайте государственных органов автономного округа: http://www.admhmao.ru.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Среднегодовая численность населения автономного округа за 2015 год - 1619,4 тыс. человек, что составляет чуть более 1% от общей численности населения Российской Федерации.
Численность постоянного населения Югры на 1 января 2016 года составила 1626,8 тыс. человек, увеличившись на 0,9%, или на 14,7 тыс. человек по отношению к численности населения на 1 января 2015 года.
Устойчивость демографического развития автономного округа обеспечивается молодой возрастной структурой населения, средний возраст населения автономного округа составляет для обоих полов 34,4 года, что на 5,2 года моложе, чем средний возраст россиян (39,6 лет).
По естественному приросту на тысячу человек населения Югра занимает шестую позицию в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Естественный прирост населения за 2015 год составил 16527 человек (2014 год - 17365 человек).
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу, за январь-декабрь 2015 года число прибывших в Югру составило 82199 человек, выбыло 84048 человек, наблюдается миграционная убыль в объеме "-1849" человек (январь-декабрь 2014 года - миграционная убыль "-2537" человек).
Миграционное сальдо сформировалось посредством миграционной убыли в пределах России в объеме "-9128" человек и миграционного прироста за счет международной миграции в количестве 7279 человек.
Основные мотивы, влияющие на причины смены места жительства в пределах России, - это причины личного, семейного характера: приобретение/наследование жилья, вступление в брак; перемена места работы; переезд в связи с учебой; возвращение к прежнему месту жительства. Граждане, приезжающие из разных регионов России для трудоустройства, имеют цель - отработать сравнительно короткий промежуток времени и вернуться на прежнее место жительство.
Автономный округ - регион России, активно осваивавшийся и заселявшийся во второй половине XX века, поэтому большинство его жителей являются мигрантами в первом или втором поколении. По данным Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 года, только 31% жителей округа являются его уроженцами, это один из самых низких по стране показателей. К возрасту 20 лет уже более половины жителей округа имели хотя бы однократный опыт миграции, к возрасту 40 лет - 95% (включая переселения в пределах автономного округа).
Среди внешних и внутренних факторов, влияющих на миграционную ситуацию в Югре, можно отметить:
окончание основных строительных работ на площадках, реализуемых в Югре крупнейших инвестиционных проектов "Строительство Няганьской ГРЭС" и "Строительство второго блока Нижневартовской ГРЭС", на строительстве которых в большинстве своем были задействованы мигранты из соседних с Югрой регионов;
реализацию мер по переселению граждан в регионы с более благоприятным климатом;
усиление ответственности за нарушение миграционного законодательства;
оптимизацию квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
изменение с 2012 года порядка учета долгосрочной миграции и, как следствие, в число выбывших попадают мигранты, срок пребывания которых закончился независимо от их посещения миграционных органов.
Развитие территориально-отраслевых кластеров и реализация инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе приведет к увеличению потребности в трудовых ресурсах.
Частично потребность будет компенсирована привлечением квалифицированных трудовых мигрантов из других регионов России, в связи с чем прогнозируется миграционный прирост населения в автономный округ.
Согласно прогнозу социально-экономического развития автономного округа на среднесрочный период в автономном округе ожидается миграционный прирост населения, при этом его значения в абсолютном выражении зафиксируются на уровне 0,7-1,0 тыс. человек в год.
С целью привлечения молодого населения из других регионов страны, прежде всего - уроженцев автономного округа, выезжающих для получения профессионального образования в крупнейшие вузовские центры страны, создаются высокопроизводительные рабочие места, позволяющие в полной мере реализовать профессиональные компетенции.
В целом в Югре сохранены положительные тенденции демографического развития.
На развитие ситуации в сфере занятости населения оказывали влияние процессы, происходящие в экономике. В целом ситуация на рынке труда автономного округа в 2015 году оставалась относительно стабильной и контролируемой, несмотря на рост некоторых показателей.
Показатели экономической активности населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (Росстат) в 2015 году были сопоставимы с показателями 2014 года: численность экономически активного населения составила 917,5 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек больше, чем в 2014 году (916,4 тыс.чел.), из них 877,0 тыс. человек - занятые, 40,5 тыс. человек - безработные (2014 год - 874,3 тыс.чел. и 42,1 тыс.чел. соответственно), уровень безработицы по МОТ составил 4,4% (2014 год - 4,6%).
Основные показатели регистрируемого рынка труда имели тенденции к увеличению. Зарегистрированная численность безработных составила на 1 января 2016 года 4975 человек, уровень зарегистрированной безработицы - 0,54% от экономически активного населения. По сравнению с аналогичной датой предыдущего года число безработных выросло на 24,4%, уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,09 процентных пункта (на 01.01.2015 - 4000 безработных граждан, уровень - 0,45%).
Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве, увеличилась на 20,2% и составила 51222 человека (2014 год - 42603 чел.). Признано безработными 13368 человек, что на 14,1% больше показателя предыдущего года (в 2014 году - 11720 человек).
В течение 2015 года в органы службы занятости населения автономного округа было заявлено 64579 свободных рабочих мест (вакантных должностей), это в 1,6 раза меньше, чем было заявлено в 2014 году (100354 ед.).
По видам экономической деятельности наибольшая потребность в работниках была заявлена:
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,4 тыс.ед., или 17,6% от общего количества заявленных вакансий;
добыча полезных ископаемых - 7,7 тыс.ед., или 11,9%;
строительство - 7,1 ед., или 11,0%;
образование - 6,7 тыс.ед., или 10,4%;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 5,9 тыс.ед., или 9,1%.
По сравнению с 2014 годом в отраслевой структуре заявленных вакансий снизились доли вакансий в 5 видах экономической деятельности, наибольшее снижение произошло в строительстве (на 16,5 процентных пункта), оптовой и розничной торговле (на 1,6 процентных пункта), финансовой деятельности (на 0,7 процентных пункта). Увеличились доли вакансий в 9 видах экономической деятельности, наибольший рост произошел в операциях с недвижимым имуществом (на 4,1 процентных пункта), здравоохранении (на 3,2 процентных пункта), государственном управлении (на 3,1 процентный пункт), образовании (на 3,0 процентных пункта).
В структуре вакансий по укрупненным группам Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) в 2015 году наибольшую долю занимали вакансии для неквалифицированных рабочих - 40,6%, по профессиональным группам наибольшая потребность отмечалась по профессиям: квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий (14,2%), операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин (14,4%), специалисты высшего уровня квалификации (10,5%), работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства (8,3%). Наименьшим спросом у работодателей пользовались квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства, рыболовства (0,6%), служащие, занятые подготовкой информации (2,2).
Сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который выражается в территориальном и профессионально-квалификационном несоответствии. Дисбаланс приводит к тому, что ряд вакансий остается незаполненным, а безработные граждане продолжают состоять в органах службы занятости населения.
Территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в нехватке рабочих мест в одних территориях и переизбытке в других. Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в несоответствии профессионально-квалификационных характеристик претендентов требованиям работодателей с одной стороны и неудовлетворенности самих претендентов условиям и оплаты труда, предлагаемым работодателями, с другой стороны.
В автономном округе приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В автономном округе реализуются утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе.
Но существующий территориальный профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа не может обеспечить квалифицированными специалистами большинство инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию объектов.
Несмотря на все принимаемые в автономном округе меры по выравниванию спроса и предложения рабочей силы, проблема привлечения дополнительных трудовых ресурсов в автономный округ в настоящее время особенно актуальна.
В соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Национальный рейтинг) за 2015 год значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации" по автономному округу составило 3,27%, что соответствует одному из самых низких показателей - 3,26%, относящемуся к группе D (показатель группы В - 4.2).