АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 года N 396-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 N 415-П
В целях приведения нормативных правовых актов Администрации Ненецкого автономного округа в соответствие с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить изменения в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п "Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 04.09.2014 N 339-п) согласно Приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН
Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 22.10.2014 N 396-п
"О внесении изменений
в постановление Администрации
Ненецкого автономного округа
от 14.11.2013 N 415-п"
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 N 415-П
Государственную программу Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе |
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Участники государственной программы | КУ НАО "Централизованный стройзаказчик"; |
Перечень отдельных мероприятий и подпрограмм государственной программы | Отдельное мероприятие 1 - Реализация политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, организации транспортного обслуживания населения. |
Подпрограмма 1 - Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения. | |
Цели государственной программы | Удовлетворение потребности населения в жилых помещениях. |
Задачи государственной программы | Развитие жилищного строительства, в том числе предоставляемого по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и в целях переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа. |
Перечень целевых показателей государственной программы (подпрограмм) | Количество объектов, содержание которых до момента регистрации права было обеспечено. |
Общая площадь построенных (приобретенных) жилых помещений в рамках подпрограммы "Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения". | |
Общая площадь жилых помещений, построенных на участках, обеспеченных коммунальной и транспортной инфраструктурами. | |
Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения. | |
Общая площадь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов на территории сельских поселений Ненецкого автономного округа. | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Государственная программа реализуется с 2014 года по 2025 год в три этапа: |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (в разбивке по источникам финансирования) | Общий объем финансирования государственной программы - 17 233 690,0 тыс. руб., в том числе по годам: |
средства местных бюджетов - 38 918,3 тыс. руб., в том числе по годам: |
Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы и прогноз ее развития
Ненецкий автономный округ занимает территорию 176,81 тыс. кв. км, на которой расположено 21 муниципальное образование, в том числе: один городской округ "Город Нарьян-Мар", одно городское поселение "Рабочий поселок Искателей", входящее в состав муниципального района "Заполярный район", в который также входит 18 муниципальных образований сельских поселений. По состоянию на 01.01.2013 в Ненецком автономном округе постоянно проживают 42 789 человек, в том числе в городских поселениях - 29 945 человек, в сельской местности - 12 844 человек. Жилищный фонд Ненецкого автономного округа по состоянию на 01.01.2013 составил 934,2 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе в городском округе с городским поселением - 675,1 тыс. кв. м, в сельских поселениях - 259,1 тыс. кв. м. На начало 2013 года 3 404 семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом более 20% семей встали на учет нуждающихся в органы местного самоуправления более 20 лет назад.
В ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Ненецком автономном округе, реализации долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2022 годы" созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
С 2005 года по 2013 год в округе была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Во всех сельских муниципальных образованиях округа разработаны и утверждены генеральные планы поселений, правила землепользования и застройки. В городе Нарьян-Маре и городском поселении "Рабочий поселок Искателей" генеральные планы также утверждены соответственно в 2003 и 2007 годах. В 2014 году осуществлена корректировка генерального плана города Нарьян-Мар и схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа, утвержденных в 2009 году.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2022 годы" в округе сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, а также достигнуты определенные результаты по улучшению их жилищных условий.
Однако острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Ненецкого автономного округа требуют продолжения реализации комплекса мер, начатых в рамках предшествующих проектов.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулировать жилищное строительство.
Современное состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства в округе характеризуется следующими факторами.
В округе создана основная правовая и институциональная база рынка жилья - более 69% жилья находится в частной собственности; по оценке за период 2012 года у 3,4% жилья сменился собственник; почти все строительные организации являются частными компаниями.
Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Из общей площади жилищного фонда Ненецкого автономного округа только 36,8% оборудовано всеми видами благоустройства.
По обеспечению жилищным фондом, оборудованным водопроводом, канализацией, ваннами (душем), горячим водоснабжением, округ значительно отстает как от показателей по Северо-Западному федеральному округу, так и от среднероссийских показателей. В большей степени это отставание наблюдается в сельской местности.
По материалу стен в целом по округу в структуре жилищного фонда преобладают дома в деревянном исполнении - 70,9%, что обусловлено традиционной деревянной застройкой в предыдущие годы.
Одна из самых острых проблем в округе - наличие высокой доли ветхого и аварийного жилья. По состоянию на 01.01.2013 более 66,3 тыс. кв. м, или 7,1% от общего объема жилищного фонда, находится в ветхом состоянии.
Необходимо отметить, что в целом ситуация в жилищном строительстве характеризуется стабильной динамикой: Ненецкий автономный округ на протяжении последних лет сохраняет положительные темпы роста строительства жилья, при этом за период 2002 - 2012 годов более чем в восемь раз увеличился объем индивидуального жилищного строительства. В 2012 году в общем объеме ввода жилья его доля составила 25%.
Основную роль в активизации жилищного строительства сыграла реализация региональных долгосрочных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
Существовавшие в 2002 - 2012 годах возможности строительного комплекса региона обеспечили в среднем по округу прирост жилищной обеспеченности на 2,9 кв. м на душу населения. Уровень обеспеченности населения округа жильем по состоянию на начало 2013 года составляет 21,8 кв. м общей площади жилья.
В целях развития долгосрочного ипотечного кредитования в Ненецком автономном округе с декабря 2006 года действует целевая программа по оказанию мер социальной поддержки населению округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья. Услуги населению по ипотечному жилищному кредитованию оказывают кредитные организации (банки) и ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию", открывшее в 2009 году свое представительство в округе.
Необходимо отметить, что ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию" не только предоставляет услуги по ипотечному кредитованию, но и осуществляет деятельность по привлечению инвестиций в сферу ипотечного жилищного кредитования и рефинансированию организаций, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы) населению на основе стандартов, установленных рефинансирующими организациями.
Об активном развитии в округе системы долгосрочного ипотечного кредитования говорит тот факт, что в 2007 году объем предоставленных банками ипотечных кредитов физическим лицам составлял немногим более 500 млн. рублей, при этом уже в 2008 году был отмечен рост в 1,6 раза. В 2009 году на территории округа было отмечено незначительное снижение объемов выданных ипотечных кредитов, что, безусловно, связано с кризисными явлениями в экономике в целом по России. Начиная с 2010 года наблюдается стабильный рост объема предоставленных банками ипотечных кредитов, в результате чего в 2012 году был достигнут в размере 742,9 млн. рублей.
В рамках реализации целевых программ с 2006 года по 2012 год более 1 200 семей получили социальные выплаты на оплату первоначального взноса, в том числе 171 семья - на строительство жилья, при этом общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию и строящегося гражданами в рамках окружных программ, составила 14,3 тыс. кв. м.
В рамках государственной программы ее участникам предусмотрено предоставление социальных выплат, в том числе на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование ипотечным или жилищным кредитом (займом), а также единовременных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка. При погашении ипотечного или жилищного кредита или займа участники государственной программы могут также воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.
В целях обеспечения исполнения участниками государственной программы обязательств по ипотечным кредитам (займам) в рамках Программы предусмотрена возможность обращения ее участников о досрочной переаттестации и перерасчете размера социальных выплат в связи со снижением дохода семьи вследствие утраты работы по сокращению численности штата предприятий.
Однако, несмотря на принимаемые меры, вопросы обеспечения населения округа доступным и комфортным жильем остаются актуальными.
Проблемы жилищной сферы сводятся к двум основным. Первая - это ухудшающееся состояние жилищного фонда, в том числе и индивидуального; вторая - это недостаточные темпы жилищного строительства и слаборазвитая инженерная инфраструктура.
Основными факторами, которые негативно отражаются на развитии жилищного строительства в Ненецком автономном округе, являются:
отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной и коммунальной инфраструктурами земельных участков под жилищную застройку, вследствие чего строительство ведется путем точечной застройки;
наличие административных барьеров, обуславливающих трудности в получении согласований и разрешений на осуществление строительства и влекущих значительные финансовые расходы застройщиков;
отсутствие проектов развития территорий в целях повышения инвестиционной привлекательности районов перспективной застройки и стимулирующих, в первую очередь, развитие жилищного строительства;
непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры;
отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство объектов, в том числе коммунальной инфраструктуры, включая модернизацию;
отсутствие предприятий развитой строительной индустрии, в том числе предприятий промышленности строительных материалов.
Административный центр округа - город Нарьян-Мар - практически подошел к стадии, когда ресурс свободных и готовых для застройки земельных участков уже исчерпан. Развитие жилищного строительства в городе возможно только с учетом привлечения в оборот новых земельных участков и обеспечения их магистральными инженерными сетями и автомобильными дорогами. Переложить решение этих вопросов на самих застройщиков невозможно, так как это повлечет за собой существенное увеличение себестоимости жилья и, следовательно, снижение его доступности для жителей города. Недостаток средств в бюджете города также не позволяет органам местного самоуправления городского поселения решить вопросы обеспечения новых земельных участков инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами самостоятельно, без привлечения средств окружного бюджета.
Аналогичные факторы присутствуют и в большинстве поселений округа. Эти же обстоятельства сдерживают и застройку участков, которые высвобождаются после расселения и сноса непригодного для проживания жилищного фонда. Как правило, данный жилищный фонд располагается в районах с полным отсутствием сетей водоснабжения и водоотведения.
В целях снижения существующих административных барьеров, сдерживающих развитие жилищного строительства, выраженных, в первую очередь, в длительных сроках оформления земельных участков под жилищное строительство, получении разрешения на строительство, непрозрачности проведения указанных процедур, установлены регламенты, определяющие порядок и сроки прохождения разрешительных процедур. Они позволяют оптимизировать процедуры формирования и предоставления земельных участков под строительство, ускорить получение разрешения на строительство. Сокращение количества согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при их предоставлении по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, внедрение комплексного рассмотрения вопросов всего цикла: оформление прав на землю, сбор исходных данных, подготовка, согласование и экспертиза проектной документации, получение разрешений, строительство и ввод объекта в эксплуатацию, - позволит реально сократить сроки прохождения разрешительных процедур.
Организация работы с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна", а также перевод в электронный вид оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства позволит обеспечить получение исчерпывающей информации об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам.
Одним из факторов, негативно отражающихся на развитии жилищного строительства, являются обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. В случае предоставления застройщикам земельных участков, не обеспеченных инженерной инфраструктурой, сетевые компании зачастую осуществляют выдачу технических условий с явно завышенными требованиями. Нередко технические условия являются просто неподъемными для инвесторов, а в некоторых случаях стоимость подключения к инженерным сетям делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.
В муниципальных образованиях отсутствуют комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры. Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой требует совместных действий со стороны региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Увеличение объемов жилищного строительства возможно только путем обеспечения опережающего развития коммунальной и инженерной инфраструктуры.
В связи с отсутствием предприятий строительной индустрии на территории округа поставка строительных материалов и конструктивных элементов осуществляется преимущественно в летний период водным транспортом из соседних регионов - Республики Коми и Архангельской области, что, в свою очередь, связано с отсутствием наземного круглогодичного транспортного сообщения.
Отсутствие сырьевой базы, достаточного по нормам рентабельности рынка сбыта, а также отсутствие наземной транспортной сети автомобильных и железных дорог являются факторами, препятствующими разработке и реализации долгосрочных региональных программ развития производства строительных материалов.