Система дополнительного образования детей насчитывает 32 единицы (21 детская школа искусств, 10 музыкальных школ и одна художественная школа), в которых обучаются 6940 учащихся, что составляет 14,2 % от числа учащихся в общеобразовательных школах на 01.09.2013. И хотя динамика доли учащихся, занимающихся в организациях дополнительного образования детей, за последние 3 года имеет негативную направленность (на 01.09.2011 - 6726 учащихся (14,3 %), на 01.09.2010 - 7187 учащихся (15,7 %)), данный показатель выше среднего значения по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации (12,9 %).
Стабильность контингента на протяжении многих лет свидетельствует о востребованности школ искусств. Это является одним из главных критериев оценки деятельности организаций дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
В настоящее время происходит перестройка структуры и содержания образовательных программ, реализуемых в организациях дополнительного образования детей в сфере культуры. Утвержденные Минкультуры России федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам подтвердили их ориентированность на одаренных детей, чем обусловлено содержательное наполнение этих программ и соответственно их высокая затратность. Ряд детских школ искусств Новгородской области столкнутся с трудностями, которые связаны с тем, что материальная база, состав преподавателей, финансовое обеспечение образовательных организаций не соответствуют федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ. В результате школы и их учредители встанут перед выбором: укреплять материальную обеспеченность образовательного процесса в детских школах искусств или изменять существующий вид учреждения.