Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Стратегия - 2030) дает ответы на стоящие перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой (далее также - Югра, автономный округ) вызовы времени, заключающиеся в необходимости ухода от монопрофильной специализации за счет создания новых механизмов экономической диверсификации, внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников экономических отношений, развития институтов гражданского общества, реализации новой промышленной политики, национальных предпринимательской и технологической инициатив.
Важные ориентиры для развития как всего мирового сообщества, так и отдельных стран и регионов, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, сформулированы в виде 17 Целей устойчивого развития на 2016 - 2030 годы, принятых на 70 сессии Генассамблеи ООН 25 сентября 2015 года, которые пришли на смену Целям развития тысячелетия (2000 - 2015) и будут определять повестку дня в следующие 15 лет. Все заявленные цели нашли отражение в Стратегии - 2030.
Амбициозные задачи инновационного развития экономики Югры требуют новых подходов.
Методологическая особенность Стратегии - 2030 - это применение новых научных методов к отбору приоритетных направлений развития, основанных на анализе экономической роли отдельных отраслей в экономике. Для этого были применены методы мультипликативного анализа (анализ влияния изменений в отдельной отрасли экономики на экономику региона или страны в целом) и анализа производительности отдельных видов экономической деятельности.
Еще одна методологическая особенность - это зонирование территории в интересах оптимизации государственного управления. В условиях обширных пространств России зонирование (как и районирование) является естественным научно-прикладным методом государственного управления, основанным на гибком подборе инструментов государственной экономической и социальной политики для территорий с различными природными и социально-экономическими условиями.
Также в Стратегии - 2030 применен принцип маркетингового мышления и связанная с ним парадигма кластерного развития, позволяющие определить механизмы обеспечения конкурентоспособности экономики. Маркетинговое мышление требует перезагрузки системы кластеров, заявленных в целеполагающих документах Югры. Предложены варианты развития межотраслевых кластеров, как наиболее эффективные для генерации инноваций.
Стратегическая цель развития Югры - это повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.
При этом, актуальные в современных условиях задачи группируются в 3 приоритетных блока.
Первый блок - это формирование новой модели "умной экономики", основанной на инновационной трансформации нефтедобывающей отрасли, внедрении маркетингового мышления как основы диверсификации и становлении автономного округа технологическим плацдармом России в освоении Севера и Арктики.
Второй блок - это формирование глобально конкурентоспособного человеческого капитала: достижение мирового уровня конкурентоспособности специалистов за счет профессиональной подготовки, создание условий для хорошего состояния здоровья и высокой продолжительности жизни, культурного и духовно-нравственного развития; обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, а также их комплексного социально-экономического и культурного развития.
Третий блок задач - это создание условий для формирования благоприятной окружающей среды, основанное на прорывном развитии инновационных технологий "зеленой нефтедобычи" и управлении отходами, формирование и внедрение рациональных стандартов природопользования во имя сохранения природного потенциала Югры для будущих поколений.
Эффективное управление социально-экономическим развитием будет опираться на принципы бережливого производства и зональный подход как пространственную форму реализации концепции "Бережливый регион", развитие гражданского общества, эффективной государственной и муниципальной службы. Одним из инструментов реализации Стратегии - 2030 станет комплексный маркетинг и брендинг территории.
Югра как молодой регион, десятилетиями привлекавший людей с активной жизненной позицией, является одним из лидеров по развитию гражданского общества.
Стратегия - 2030 опирается на лучшие качества и ценности югорчан.