Ханты-Мансийский автономный округ - Югра был и остается ключевым российским производителем нефти. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2017 года накопленная добыча нефти - 11207,4 млн. тонн.
Доля Югры в общероссийской добыче нефти - 43,7%.
Югра занимает лидирующие позиции по выработке электроэнергии, доля которой в общероссийском объеме выработки электроэнергии - 8,6%, что обеспечивается ежегодной выработкой более 90,0 млрд. кВтч электроэнергии.
Через территорию автономного округа проходят транзитные транспортные потоки, соединяющие ключевые промышленные центры страны с районами нового освоения в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе инфраструктура транспортировки природного газа с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Проходящие по территории Югры автомобильные и железные дороги являются важной частью национальной транспортной системы: автомобильная дорога "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард" (с перспективой развития в Казахстан и вхождения в транспортную сеть Азии); перспективный северный широтный коридор "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск", входящий в состав маршрута федерального значения "Северо-Запад - Сибирь" (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск).
В силу высокой доли в экономике автономного округа добычи полезных ископаемых его современное социально-экономическое положение зависит от конъюнктуры мирового рынка углеводородов в сочетании с курсовой политикой Центрального Банка России и принимаемых Правительством РФ мер по реструктуризации и инновационной модернизации национальной экономики. Поэтому в целях обеспечения долгосрочной устойчивости экономического роста и повышения качества жизни населения автономного округа необходимо расширение экономической специализации автономного округа, диверсификация его экономики.
Имеющийся производственный, трудовой, кадровый, природно-ресурсный, энергетический и инфраструктурный потенциал - естественная предпосылка для постепенного, объективного превращения Югры в технологический, интеллектуальный и кадровый плацдарм России на Севере. В этой роли, инновационной базы освоения Севера и Арктики, Югра обретает новую общероссийскую специализацию.
Актуальность преобразования хозяйственной роли предопределена логикой внутреннего развития экономики и влиянием внешних факторов.
Ключевым и долговременно действующим внешним фактором развития выступает переход мировой экономики к новому технологическому укладу на основе приоритетного развития нового класса инновационных производств и технологий (биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий, производства композитных материалов, расширения использования на новой технологической базе возобновляемых источников энергии и др.). Это способствовало формированию в Югре новых объектов инновационной инфраструктуры, развертыванию долгосрочных проектов, нацеленных на интеллектуализацию экономики и социальной сферы.
Потенциальная роль Югры как проводника российского хозяйственного движения в Арктику предопределена ее макрогеографическим положением (рис. 1). Расположенная между крупными промышленными и технологическими базами страны - Уралом и Южной Сибирью, с одной стороны, - и Арктической зоной страны с другой. Югра благодаря своему расположению имеет потенциал стать мостом, связующим старопромышленные районы России с территориями нового хозяйственного освоения в Арктике.
Время для такой трансформации уже пришло, когда в Югорском Приобье сформирована сеть комфортных и благоустроенных городов, в высших учебных заведениях накоплен интеллектуальный потенциал, а основные месторождения вышли на высокую стадию добычи и стали полигонами отработки инновационных технологий нефтедобычи. Общемировые тенденции перехода от индустриальной к инновационной экономике, к 5 и 6 технологическому укладу совпадают по времени с началом постепенной, но глубокой трансформации экономики Югры, перед которой стоит амбициозная задача сохранения лидерства в освоении сырьевых богатств страны. Регион-первопроходец становится регионом-проводником, который не только сам является крупнейшим нефтегазодобытчиком, но и обеспечивает технологическое, транспортно-логистическое, интеллектуальное, кадровое сопровождение мощного хозяйственного движения России в Арктику.