На современном этапе развития экономики сложились предпосылки и необходимость трансформации экономической специализации Югры, обретения новой роли в экономике страны. Актуальность изменений обусловлена сочетанием двух основных тенденций.
Во-первых, ключевые нефтегазовые месторождения находятся на поздней стадии разработки, дальнейшее сохранение уровня добычи нефти требует применения все более наукоемких технологий: окружная нефтедобыча требует все более "умных" подходов и инноваций, все более экономных методов работы, рационализации производства.
Во-вторых, по мере развития социально-экономической системы в ней происходит достройка новых экономических секторов, постепенно формируется сеть принципиально новых производств, ориентированных на удовлетворение спроса, связанного с местной северной спецификой, спрос на продукцию и услуги со стороны нефтегазодобывающих компаний, а также потребностей жителей Югры в здоровой и комфортной среде. Параллельно деятельность вертикально интегрированных корпораций включает новые вспомогательные производства (например, антикоррозионная обработка труб). Таким образом, возникает потенциал развития новых направлений экономики, ориентированных на удовлетворение спроса со стороны предприятий нефтегазодобычи.
Возникающие новые отрасли развиваются по иным экономическим законам, чем базовая нефтегазодобывающая отрасль: они вызваны к жизни не сырьем, а спросом, поэтому их можно обобщенно определить как маркетинг-ориентированные отрасли. В отличие от традиционных отраслей эти отрасли нересурсоемкие, в их размещении и развитии ресурсы и энергия не играют ключевой роли. Однако они требуют специфических знаний и компетенций, четкого понимания специализированных запросов местного потребителя. Именно в этом сегменте производства товаров и услуг, ориентированном на спрос в районах Севера и Арктики, на нефтегазодобывающих предприятиях, окружные производители имеют важное конкурентное преимущество.
Все отрасли экономики Югры условно можно разделить на корпоративные и маркетинг-ориентированные. Первые - это, прежде всего, нефтедобыча и электроэнергетика, сформированные крупными предприятиями, спрос на продукцию которых гарантирован внешними или внутренними потребителями.
Маркетинг-ориентированные производства в большей степени сформированы малым и средним бизнесом. Это производства таких видов продукции, как инструменты, насосы для перекачки жидкостей, электродвигатели и проводники электрического тока, проволока, снегоболотоходы и спецтехника на их базе (мобильные буровые установки, мульчеры, экскаваторы, техника для заливки ледовых переправ и др.), специализированные прицепы для грузовых автомобилей, изделия из резины, пластиковые окна и стеклопакеты, мебель, нетканые материалы, спецодежда и др.
Новые предприятия экологической промышленности, способные перерабатывать производственные и коммунальные отходы и создавать из них упаковочные материалы. Одновременно в лесном, агропромышленном комплексах и в медицинских услугах постепенно формируются отдельные виды и подвиды экономической деятельности, способные в долгосрочной перспективе получить развитие, например, производство комплектов материалов для индивидуального домостроения.
Экономическое развитие новых отраслей во многом соответствует современным тенденциям развития мировой экономики: их конкурентное преимущество определяется не сырьем, а знаниями и компетенциями, активным инновационным поиском, а вместо немногих мощных предприятий отрасль комплектуется зачастую сетью из числа небольших, но гибких производителей.
Потенциал повышения конкурентоспособности определяется гармоничным развитием 3 основных секторов:
нефтегазодобыча;
обрабатывающие производства на базе местного сырья;
маркетинг-ориентированные производства.
Минерально-сырьевой комплекс - база корпоративного сектора экономики. На государственном балансе Югры числятся более 12 млрд т запасов извлекаемой нефти категории С1+С2, которые являются источником нефтегазодобычи. Доля нефти в начальных суммарных ресурсах оставляет 76.8%, на конденсат приходится 0.7%, на свободный газ - 15.2%, на растворенный газ - 7.2%. Природный потенциал определяется крупными и уникальными месторождениями: на 10 месторождений с запасами выше 300 млн. т нефти приходится около половины начальных извлекаемых запасов.
Большая часть нефти добывается из запасов, введенных в разработку до 1996 г. За 2015 год добыча нефти из этих месторождений составила 80,9% (196,6 млн. т) от общего объема. Несмотря на высокую обводненность продукции, запасы длительно разрабатываемых месторождений еще значительны - 6.2 млрд т (83,3%) и являются одним из факторов поддержания уровня добычи нефти в автономном округе.