Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ (с изменениями на: 12.12.2014)

Таблица 7

Цена на нефть Urals (мировые) в варианте более низких цен на нефть


долл./барр. (в среднем за период)

Года

Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр. (в среднем за период)

2015 год

91,0

2016 год

90,0

2017 год

90,0


Источник: Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Этот вариант тестирует воздействие на экономику вероятного снижения цен на нефть в условиях замедления роста мировой экономики и перебалансировки мирового рынка нефти. При этом снижение цен на нефть приведет к снижению ослабления курса рубля.

Ухудшение конъюнктуры и снижение мировых цен на углеводороды скажется на уменьшении:

- валового регионального продукта, темп его прироста может быть ежегодно в среднем ниже на 1,5%, чем по первому варианту;

- инвестиций в основной капитал, темп их прироста может быть ежегодно в среднем ниже на 2 - 4%, чем в первом варианте.

Прогнозирование ситуации в условиях экономического кризиса сложно, а в условиях, когда проблемы обусловлены политическими причинами, практически не возможно, тем не менее необходимо отметить, что чем более будет диверсифицирована экономика, шире применение инновационных технологий, влияющих на модернизацию существующих базовых производств, тем выше надежность финансовой системы и меньше негативное влияние.

Одним из стратегических преимуществ России является обладание самым значительным резервом трудноизвлекаемых запасов в мире. По предварительной оценке, запасы таких углеводородов могут составлять до 40 миллиардов тонн и 67% из них приходится на залежи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

При этом в соответствии с Прогнозом развития энергетики мира и России до 2040 года, разработанным Институтом энергетических исследований РАН, Аналитическим центром при Правительстве РФ <3>, потребность в нефти в мире будет возрастать и доля нефти и газа в мировом потреблении первичной энергии останется практически неизменной (53,6% в 2010 г. и 51,4% к 2040 г.).

     ________________

<3> http://www.eriras.ru/files/prognoz-2040.pdf

Соответственно ввод трудноизвлекаемых запасов в промышленную эксплуатацию по существу - национальный проект, дело государственной важности. Учитывая интеграционные экономические межрегиональные связи, это способствует реализации государственной политики импортозамещения, которое возможно при консолидации усилий власти, науки и бизнеса.

Сервисные компании автономного округа готовы обеспечить объем инновационных работ. В целях координации деятельности создана Ассоциация Нефтегазосервисных Компаний Югры, центр координации инновационной деятельности отраслевых институтов и корпоративной науки в партнерстве с Российской академией наук, Московским государственным университетом. Для практической апробации вырабатываемых в таком партнерстве технологий в 2014 году подписано соглашение с Минприроды России о создании в Югре научного полигона "Баженовский".

Межведомственное и межрегиональное партнерство в работе по увеличению промышленной разработки трудноизвлекаемых запасов прогнозируется при соблюдении согласованности в действиях, которые будут включать поддержку отечественных производителей, стимулирование недропользователей к применению инноваций, без исключения технологического сотрудничества с добросовестными западными компаниями.

В условиях послекризисного восстановления устойчивость экономики к внешним рискам возросла. Улучшилась инвестиционная позиция экономики Югры.

Повысить устойчивость экономики автономного округа в среднесрочном периоде к возможным внешнеэкономическим "шокам" позволили факторы, влияющие на диверсификацию экономики:

- активное привлечение инвестиций в основной капитал (2013 год - третье место среди субъектов Российской Федерации на душу населения);

- наличие инфраструктуры региональной инновационной системы и поддержки малого предпринимательства, в том числе: Центр поддержки технологий и инноваций, Центр кластерного развития при АУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Технопарк высоких технологий", "Центр координации поддержки экспертно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры", Фонд развития Югры;

- повышение в экономике и социальной сфере роли малого и среднего предпринимательства путем усиления мер государственной поддержки;

- благоприятные налоговые условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную, инвестиционную деятельность.

В целях повышения качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной, одним из основных приоритетов социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры остается инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период

Оценка факторов и ограничений экономического роста Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дана в Стратегии Югры - 2030. В соответствии с основополагающим стратегическим документом автономного округа значимыми внешними факторами, оказывающими влияние на развитие Югры, определены внешние связи с российскими и зарубежными регионами, макроэкономическая ситуация в Российской Федерации, налоговая и таможенно-тарифная политика государства в сфере недропользования, развитие глобального энергетического рынка.

3.1. Снижение добычи нефти

Объективные изменения в структуре извлекаемых запасов месторождений, недостаток ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедление темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений приводит к постепенному снижению добычи нефти и, как следствие, к стагнации темпов роста валового регионального продукта.