Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ (с изменениями на: 12.12.2014)

Таблица 11

Динамика производства основных видов продукции агропромышленного комплекса


в процентах

Показатели

2013 год, отчет

2014 год, оценка

Прогноз

2015 год

2016 год

2017 год

Картофель

100,3

101,6

101,1

100,0

100,0

Овощи

98,4

103,4

102,0

101,0

101,4

Скот и птица (в живом весе)

110,5

102,8

100,0

100,7

100,7

Молоко

107,5

100,2

100,4

100,4

100,4

Яйца

132,2

103,3

102,0

102,7

102,4


Агропромышленный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечивает потребности населения в картофеле на 52%, овощах на 14%, яйцах до 10%.

На территории автономного округа действуют 3 птицефабрики, доля которых в общем объеме производства яиц составляет 70,2%. Лидер среди них - ООО "Птицефабрика Нижневартовская".

Крупнейшие предприятия, занимающиеся производством молочно-мясной продукции: ОАО "Агроника" (г. Урай), ООО СП "Белоярское" (г. Белоярский), ООО СПП "Югорское" (г. Югорск).

В прогнозном периоде будет реализован инвестиционный проект по строительству тепличного комплекса ОАО "Агрофирма" (Ханты-Мансийский район), основной целью которого является насыщение рынка сельскохозяйственной продукции округа экологически чистой продукцией собственного производства.

За период 2014 - 2017 годов прогнозируется увеличение темпов производства агропромышленного комплекса на 7,2%.

Достижению положительных результатов в среднесрочном периоде будет способствовать сохранение мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, реализуемых в соответствии с мероприятиями государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах" (основные параметры программы в таблице 17).

Меры государственной поддержки села включают не только мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности автономного округа, развитию животноводства, растениеводства, производства рыбной продукции, заготовки и переработки дикоросов, но и мероприятия, направленные на решение задач по повышению уровня социального обустройства и развитию инженерной инфраструктуры села.

Снимая инфраструктурные ограничения, жителям села предоставляется возможность самореализации, повышения мобильности, что в итоге ведет к улучшению качества жизни населения и устойчивого развития сельских территорий.

5.6. Потребительский рынок

Цель государственной политики на потребительском рынке - максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах и товарах путем создания условий для развития эффективной логистической системы, способствующей модернизации экономики региона в целом.

5.6.1. Торговля

Торговля в 2013 году по сравнению с 2012 годом развивалась динамичнее, чем другие виды деятельности. В результате по итогам года оборот розничной торговли Югры превысил уровень 2012 года на 38,2 млрд. рублей или на 6,1% в сопоставимых ценах и составил 341,4 млрд. рублей.

Основную поддержку потребительскому спросу оказывали: позитивная динамика реальных располагаемых денежных доходов, потребительского кредитования; проведенная индексация заработных плат и пенсий; ввод в эксплуатацию в 2013 году новых торговых объектов - 61,8 тыс. кв. м. Эти факторы в совокупности усиливали возможности удовлетворения ранее отложенного спроса.

Положительные изменения, происходящие на потребительском рынке, повлияли на объемы продаж продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле. В 2013 году наблюдалась опережающая динамика роста продажи непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными.

Основными драйверами позитивных перемен в розничной торговле в среднесрочном периоде останутся: рост доходов населения, снижение склонности населения к сбережению, сохранение кредитования банками товаров длительного пользования.

В результате розничный товарооборот в среднесрочном периоде спрогнозирован по всем годам с постепенным увеличением.

В прогнозном периоде сохранится тенденция изменения структуры розничной торговли за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). При этом розничные рынки и ярмарки, по-прежнему, формируют значительную часть оборота розничной торговли. На долю рынков приходится 5,3%. Популярность ярмарок обеспечена возможностью покупателей приобретать качественные и безопасные товары без торговых наценок непосредственно от самих производителей.

В прогнозном периоде торговая сеть будет развиваться в направлении укрупнения и специализации непродовольственной торговли и совершенствования самообслуживания при торговле универсальным ассортиментом продовольственных товаров и товаров повседневного спроса. Получат дальнейшее развитие магазины формата дискаунтеров - с широким ассортиментом товаров по оптовым ценам.

Опережающими темпами развивается сетевая торговля. В 2013 году доля продаж через торговые сети в общем обороте розничной торговли составила 13% (2012 год - 7,6%), к 2017 году прогнозируется увеличение до 18,8%.

Изменение деловой среды и поведения потребителей, использование новых технологий (сетевые и интернет-технологии для управления товарными и финансовыми потоками, системы автоматизации процессов коммерческой логистики) определяют тенденции развития отрасли, в результате чего ее функции и приоритеты меняются. От прямого посредничества в операциях купли-продажи торговля переходит к глубокому исследованию покупательского спроса, кооперации с поставщиками и поиску новых форм организации бизнеса. Меняется ассортиментная политика в сторону расширения, обновления и углубления перечня товаров.

С учетом географических особенностей автономного округа, наличия значительного числа отдаленных друг от друга населенных пунктов, а также динамичного развития технологий, средств связи и коммуникаций, отвечающих общемировым тенденциям, развитие дистанционной торговли в среднесрочной перспективе будет иметь приоритетное значение.

Достижению цели - повышению социально-экономической эффективности потребительского рынка автономного округа, развитию конкуренции будут способствовать мероприятия подпрограммы "Развитие конкуренции и потребительского рынка" государственной программы автономного округа "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" (основные параметры госпрограммы в таблице 17).

5.6.2. Платные услуги населению

Положительные тенденции в экономике и социальной сфере автономного округа благоприятно отразились на рынке платных услуг, в 2013 году отмечен прирост покупательского спроса на 2,9% к уровню 2012 года, сфера услуг продолжает динамично развиваться.