Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные ЧС требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней РСЧС. Своевременное оповещение и информирование населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае их возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь населения и материального ущерба. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения.
Согласно законодательству Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население о ЧС.
В настоящее время в автономном округе созданы и функционируют территориальная (в границах автономного округа), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения (в районах размещения потенциально опасных объектов).
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. При этом системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 N 512-п)
Непосредственное оповещение населения о ЧС осуществляется силами органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС автономного округа с использованием различных систем и технических средств.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" уровень реагирования, режим функционирования и порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС определяется в зависимости от классификации ЧС, и характера ее развития, а также других факторов.
В условиях быстро меняющихся рисков ЧС (рост масштабов, развитие природно-техногенных процессов, появление принципиально новых угроз), современного развития телекоммуникационных технологий, интенсивного развития транспортной инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в труднодоступных местах, урбанизации населения и, соответственно, появления значительного количества новых мест массового пребывания людей требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем информирования и оповещения населения о ЧС.
Так, рост масштабов ЧС и частота возникновения катастрофического развития природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения о ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов их информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами информирования и оповещения населения о ЧС.
В то же время необходимы технические средства, которые позволяют индивидуально доводить информацию о ЧС до любого человека, проживающего или находящегося на малонаселенных территориях и в труднодоступных местах автономного округа.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения о ЧС, повышение их оперативности может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения о ЧС, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов оповещения.
Концепция представляет собой систему основных направлений развития информирования и оповещения населения автономного округа для обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, сигналов оповещения, правил поведения и способах защиты в ЧС.