Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктур.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящих по территории области, по состоянию на 31.12.2013 составляет 8433,3 км, в том числе:
с твердым покрытием - 8178,8 км, из них:
с усовершенствованным покрытием - 4635,5 км;
с покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные) - 3543,3 км;
грунтовые - 254,5 км.
В зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения отнесены к следующим категориям:
I категория | - | 0 км; |
II категория | - | 105,86 км; |
III категория | - | 682,704 км; |
IV категория | - | 3777,918 км; |
V категория | - | 3612,289 км; |
вне категории | - | 189,455 км |
Мосты и путепроводы, в том числе: | - | 473 шт., |
капитальные | - | 446 шт.; |
деревянные | - | 27 шт. |
Развитие отраслей промышленности Новгородской области (химической, лесной, легкой промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства, туризма и др.), ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Новгородской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации.
Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Без сети автомобильных дорог не могут быть реализованы конституционные права на свободу передвижения граждан, товаров и услуг, единство экономического пространства, приоритетные национальные проекты, решены социальные задачи. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики. Оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объема автомобильных перевозок. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
Приоритетами государственной политики в дорожной отрасли на территории Новгородской области являются:
развитие опорной сети автомобильных дорог Новгородской области, обеспечивающее увеличение протяженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, повышение пропускной способности дорожной сети, модернизацию искусственных сооружений, а также строительство обходов крупных населенных пунктов. Опорная сеть автомобильных дорог Новгородской области - автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, соединяющие областной центр с районами и имеющие значительную интенсивность дорожного движения, включая регулярное автобусное сообщение. Протяженность опорной сети автомобильных дорог Новгородской области составляет 2040,5 км;
совершенствование системы планирования развития дорожного хозяйства, ориентированной на достижение показателей транспортно-эксплуатационного состояния по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также внедрение системы планирования дорожной деятельности, основанной на проектировании жизненного цикла автомобильных дорог;
формирование системы финансирования, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и имущества дорожного хозяйства, привлечение новых источников финансирования в строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Новгородской области;