Недействующий

О государственной программе Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности" (с изменениями на 26 сентября 2018 года)



Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


В целях получения достоверной информации о состоянии земель проводятся базовые, периодические и оперативные наблюдения. В пределах типичных почвенных и ландшафтных районов созданы дистанционные основы реперных участков, расположенных в Моргаушском, Алатырском, Комсомольском, Урмарском, Цивильском, Янтиковском, Ядринском районах. Одновременно проводится локальный мониторинг земель на особо охраняемых природных территориях.


В результате выполненных работ объекты мониторинга расположены во всех природно-сельскохозяйственных районах на общей площади 131,5 тыс. га и включают 15 участков дистанционного аэрокосмического зондирования, 20 реперных полей, из них 3 реперных участка вблизи промышленных предприятий, 3 постоянно действующих экспериментальных полигона. В процессе государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения изучаются факторы почвенного плодородия, интенсивность эрозионных процессов, изменения физических, химических и биологических свойств почв, их загрязнение тяжелыми металлами, нефтепродуктами и пестицидами.


Своевременное выявление изменений состояния земель, критических уровней контролируемых показателей государственного мониторинга земель позволит принимать экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, заблаговременно информировать соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер по предупреждению негативного воздействия на земли.


Государственный мониторинг состояния недр Чувашской Республики представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.


Воздействие опасных геологических процессов (оползни, карст, овражная и русловая эрозия) на народнохозяйственные объекты требует учета закономерностей их развития и распространения на территории республики, разработки прогнозов активности опасных экзогенных геологических процессов. С целью выявления зон развития опасных геологических процессов и участков загрязнения подземных вод за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики ежегодно проводятся инспекционные обследования участка аварийного разлива фенола и нефтепродуктов в районе ст. Мыслец Шумерлинского района, циклы полевых наблюдений за развитием экзогенных геологических процессов на левобережье р. Сура в с. Порецкое Порецкого района, в д. Толиково Чебоксарского района, г. Алатырь и г. Чебоксары.


Количество наиболее подверженных природному и техногенному воздействию муниципальных районов Чувашской Республики, охваченных геологическим мониторингом, в том числе государственным мониторингом земель и недр, мониторингом опасных экзогенных геологических процессов, планируется довести к 2022 году до 19.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2018 N 224)


Интенсивное использование разведанных в 70 - 80-е годы 20-го столетия месторождений, незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых требуют оценки состояния минерально-сырьевой базы Чувашской Республики. Проведение дополнительных работ по геологическому изучению и разведке недр позволит эффективно управлять в области использования и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов общераспространенных полезных ископаемых.


На территории Чувашской Республики на 1 января 2013 г. подготовлено к освоению 173 месторождения общераспространенных полезных ископаемых, из которых 32 процента составляют месторождения глин и суглинков, 28 процентов - песков, 22 процента - торфа и по единице - месторождения карбонатов, трепела и ангидрита.


Из имеющегося фонда месторождений пользователями недр разрабатываются 36 процентов разведанных месторождений. Добываются преимущественно пески (83 процента - 30 из 36, или 66,8 процента от утвержденных запасов), глина (32 процента - 18 из 56), гипс, ангидрит, торф и трепел.


В 2012 году добыто 2505 тыс. куб. м полезных ископаемых, что больше, чем в 2011 году, в 1,7 раза. Строительного песка добыто 1714 тыс. куб. м, что больше, чем в 2011 году, в 1,8 раза. Строительные пески в общем объеме добытых полезных ископаемых составляют 68 процентов. Вовлечение в разработку не менее 2 месторождений общераспространенных полезных ископаемых в год по результатам геологического изучения и утверждения запасов общераспространенных полезных ископаемых позволит обеспечить поступательное развитие минерально-сырьевого комплекса Чувашской Республики.


За последние 3 года за счет средств недропользователей разведаны и утверждены запасы 8 месторождений твердых полезных ископаемых, из них 5 месторождений строительных песков, по 1 месторождению трепела, кирпичного сырья и песков-отощителей. Прирост разведанных запасов не менее 1 млн. куб. м в год обеспечит воспроизводство сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.


Разработка программ лицензирования пользования недрами на территории Чувашской Республики позволит обеспечить оценку минерально-сырьевой базы Чувашской Республики. Законодательством Чувашской Республики определен порядок выплаты и размер поощрительного или государственного вознаграждений за выявление, открытие и (или) разведку месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Чувашской Республики.


В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.