Проведенный анализ существующей нормативно-правовой базы в области обращения с отходами на территории автономного округа позволил выявить существенные пробелы в области установления требований к порядку обращения с отходами и полное отсутствие норм и правил, регулирующих раздельный сбор отходов и их использование в качестве вторичных материальных ресурсов, экономическое стимулирование сферы переработки отходов, строительство, эксплуатацию и ликвидацию объектов размещения отходов.
В первую очередь, в целях реализации одобренной в округе Концепции обращения с отходами производства и потребления в автономном округе на период до 2020 года (одобрена постановлением Правительства автономного округа от 03.06.2011 N 191-п), предлагается разработать и принять ряд окружных нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективность системы управления отходами и регламентирующих обращение с отходами на каждой стадии их технологического цикла.
Первоочередные региональные нормативно-правовые акты должны определять:
создание структурного подразделения в области обращения с отходами окружного органа управления и регионального оператора в сфере управления и обращения с отходами;
создание и функционирование единой региональной системы мониторинга за движением и учета отходов;
типовые условия проведения конкурсов на передачу муниципального имущества и оказания услуг по обращению с отходами на территории автономного округа;
типовые правила обращения с различными категориями отходов производства и потребления (муниципальными отходами, ртутьсодержащими отходами, опасными отходами, строительными отходами, автотранспортными отходами и др.), а также с медицинскими и биологическими отходами на территории автономного округа;
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)
правила и типовые решения по проектированию, строительству, эксплуатации, ликвидации и рекультивации объектов накопления, хранения и захоронения отходов на территории автономного округа;
правила подготовки и приема отходов на захоронение на территории автономного округа;
порядок и схему ликвидации объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям законодательства, и рекультивации земель, нарушенных несанкционированным размещением отходов на территории автономного округа.
В части обращения с отходами как вторичными материальными ресурсами (сырьем)
Помимо этого, эффективное использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов (сырья) и развитие рынка вторичного сырья также невозможно без продуманной системы административного и экономического регулирования, основанной на нормативных документах, предусматривающих:
нормирование удельного количества образующихся отходов по категориям источников образования, поставщиков (разработка нормативов образования отходов);
методические подходы к расчету нормативных затрат на сбор, транспортирование (вывоз) и захоронение отходов;
методики расчета ущерба и компенсации в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами;
механизмы регулирования и стимулирования населения и хозяйствующих субъектов к вовлечению вторичных материальных ресурсов (сырья) в хозяйственный оборот (льготы, ответственность производителя);
систему ответственности (собственников вторичного сырья, производителей продукции на стадии превращения ее в отходы) за сбор и хозяйственное использование вторичных материальных ресурсов (сырья);
нормирование уровня сбора и хозяйственного использования основных видов вторичных материальных ресурсов (сырья);
механизмы, исключающие захоронение вторичного сырья, переработка которого развита на территории автономного округа, на объектах размещения отходов;
механизмы установления лимитов размещения отходов и установления повышающих и понижающих коэффициентов к платежам за размещение отходов;
механизмы, обеспечивающие экономическое стимулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичных материальных ресурсов (сырья) и энергоносителей, используя платность природопользования, создание системы льгот, субсидий, обеспечение государственного и/или муниципального заказа, кредитов для природоохранной деятельности, продажу прав (разрешений) на допускаемые загрязнения, ответственность за причинение ущерба окружающей среде, создание рынка экологических услуг и т.д.;
типовой порядок мониторинга схемы санитарной очистки на территории муниципального образования.
Перечень основных первоочередных нормативно-правовых актов представлен в таблице 4.1.