Недействующий

О СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 29.04.2016) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп)


6.4. Экологические регуляторы


К обязательным экологическим инструментам управления отходами, регламентированным законодательством Российской Федерации, относятся:

разработка и утверждение удельных нормативов образования различных категорий отходов;

разработка и утверждение лимитов на размещение отходов в окружающей среде;

ведение регионального кадастра отходов, в том числе базы данных типовых решений в области обращения с отходами;

лицензирование деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности;

развитие добровольной сертификации и использование НДТ в области обращения с отходами.

Удельные нормативы образования

Удельные нормативы образования отходов устанавливаются для всех без исключения источников образования отходов и утверждаются специально уполномоченными органами. При отсутствии мероприятий по уменьшению отходов, направляемых на захоронение, взимание платы за удаление отходов от источника производится в соответствии с нормативом. При осуществлении законных мероприятий по уменьшению количества отходов, направляемых на захоронение, применяют нормативы накопления отходов, учитывающие эффективность мероприятий по уменьшению количества отходов.

Лимиты на размещение отходов

Лимиты на размещение отходов ограничивают количество отходов, направляемых на захоронение, с учетом возможностей вторичного использования, переработки или необходимости их обезвреживания, при наличии объектов и технологий по переработке и обезвреживанию.

Для обеспечения успешного функционирования современных полигонов захоронения ТКО, обладающих более высокой себестоимостью захоронения, Обязательным условием должна стать выдача лимитов на размещение отходов для хозяйствующих субъектов на наилучших доступных полигонах. При этом существующие свалки и полигоны, не отвечающие экологическим требованиям, должны лишаться лицензии и подвергаться закрытию.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)

Ведение регионального государственного кадастра отходов

Управление отраслью обращения с отходами невозможно без создания базы данных, содержащей сведения о видах, количестве образуемых отходов, поставщиках отходов, а также об операциях по обращению с ними. Формирование подобной базы данных ведется на основе регионального кадастра отходов, который будет основой создания мощной базы учета отходов и мониторинга за их движением.

На сегодняшний день на уровне округа, при контроле за системой обращения с отходами от населения, требуется переход от контроля за всеми отходообразователями к контролю за организациями, оказывающими услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, использованию и размещению отходов.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Все участники системы обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством (Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") должны иметь соответствующую лицензию на право обращения с отходами I - IV классов опасности.

На данный момент зачастую подрядчики, осуществляющие обслуживание контейнерных площадок (управляющие компании, товарищества собственников жилья, хозяйствующие субъекты), не имеют лицензии на право обращения с опасными отходами.

Лицензирование при ответственном подходе к процедуре выдачи лицензий может стать мощным инструментом регулирования участников рынка по оказанию услуг в области обращения с отходами. Выдача лицензии на право оказания услуг по ликвидации отходов может осуществляться только для тех организаций, специализированные объекты и оборудование которых отвечают всем необходимым экологическим, санитарно-эпидемиологическим, техническим и противопожарным требованиям.

Одним из ключевых требований лицензирования может стать обязательство источника образования отходов заключать прямой договор с организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта ликвидации отходов, а не с перевозчиком отходов. Далее уже организация, осуществляющая эксплуатацию объекта утилизации отходов, решает вопрос о привлечении перевозчика к оказанию услуг. Данное требование позволит свести к минимуму интерес перевозчиков к вывозу отходов "в лес".

Добровольная сертификация и наилучшие доступные технологии

Немаловажным инструментом, позволяющим оценить качество предоставляемых услуг, является внедрение в муниципальных образованиях и у хозяйствующих субъектов добровольной сертификации в сфере обращения с отходами, в частности по стандартам системы экологического менеджмента (стандарты ИСО 14000). Сертификация позволит определить и рекомендовать потребителям услуг по удалению отходов отдельных подрядчиков, прошедших оценку и предоставляющих качественные услуги, являющихся надежными и экологически ответственными.

Методология наилучших доступных технологий начала формироваться в Европейском Союзе в 1996 году, после выхода в свет Директивы "О комплексном контроле и предупреждении загрязнений", в которой в качестве основного понятия было введено определение "наилучшие доступные технологии - НДТ" и нормативно закреплена система выдачи комплексных природоохранных разрешений для промышленных предприятий. С 1996 года в ЕС установлены инструменты применения института "наилучших доступных технологий посредством использования европейских справочников по наилучшим доступным технологиям (БРЕФ-документов).

Серия европейских справочников по НДТ включает в себя "вертикальный" сектор справочников, адресованных одной и более отраслям промышленности, и "горизонтальный" сектор справочников, имеющих "сквозной характер" и адресованных всем отраслям промышленности (в том числе "Методологии оценки НДТ в аспектах комплексного воздействия технологий на окружающую среду и экономической целесообразности внедрения технологий", "Энергоэффективность" и др.). В области обращения с отходами разработано два справочника по НДТ: "Сжигание отходов" (2006 г.) и "Обработка отходов" (2006 г.). Кроме того, вопросы обращения с отходами на этапах технологического цикла рассматриваются во всех справочниках по НДТ, адресованных каждой из отраслей промышленности.

Хотя в европейских странах НДТ эффективно используются уже более 10 лет, в России данный инструмент природоохранной политики до сих пор практически не применяется, и европейские справочники по НДТ остаются неизвестными широкому кругу заинтересованных лиц. При этом речь идет практически обо всех отраслях промышленности, включая исследуемую тему, за небольшим исключением. Это связано с тем, что в России введение методологии "наилучших доступных технологий" сдерживается недостатками и противоречивостью действующей законодательной базы. Существуют серьезные различия в определении НДТ. В России этот термин, как правило, подразумевает создание банков данных о технологиях, за рубежом - справочные документы для отдельных отраслей промышленности, учитывающие все технологические процессы и их аппаратурное оснащение с учетом экологических воздействий и экономических затрат. По нашему мнению, зарубежный подход к методологии внедрения НДТ является более прогрессивным, имеет комплексный характер с возможностью использования методологии расчета и применения НДТ на основе экологически обоснованного и экономически оправданного выбора.

Предлагается разработать соответствующий региональный механизм использования и реализации НДТ в сфере обращения с отходами.